Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского
5 декабря 2016 года Дом русского зарубежья им. А.Солженицына и Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» совместно провели очередной семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Как можно думать о смерти и встречать ее?».
Встреча стала продолжением предыдущего семинара, «Ты никогда не умрешь?», прошедшего 22 сентября 2016 года и вызвавшего очень много оживленных откликов: тогда, из-за большого количества выступающих, не хватило времени на «свободный микрофон» и обсуждение, поэтому задачей этого семинара как раз и было — создать пространство для обсуждения поднятых тем и вопросов. Для этого была выбрана методика, найденная нами на одной из конференций и уже отработанная на некоторых семинарах: малые группы. Семинар при этом проходит не совсем обычно, не звучат привычные доклады и сообщения с вопросами из зала, но докладчик лишь кратко резюмирует вопросы и проблемы, которые ставит сама жизнь и на которые откликается в своем творчестве Владыка, после чего все участники делятся на несколько групп, в которых и проходит обсуждение: в камерной обстановке гораздо большее количество людей может свободно высказаться и внести свой вклад в обсуждение. После чего все снова собираются в большом зале и делятся итогами дискуссий. Так был и на этот раз.
Предварительно слушателям был предложен для обсуждения текст митрополита Антония: беседа «О страдании» (1976) (Митр. Антоний Сурожский. У постели больного. М., 2016. С. 3–19), как обычно, заранее перед семинаром вывешенный на сайте, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться. Были предложены и вопросы для обсуждения, только в этот раз их было гораздо больше, чем обычно: именно по ним и шла затем работа в малых группах.
Вопросы:
1. Что такое сострадание и как мы можем сострадать?
2. Внутренняя пустота после смерти близких: что с этим делать и как помочь?
3. Что делать, если человек хочет умереть?
4. Чем можно помочь человеку, когда ему плохо? Словом? Делом? Молчанием?
5. Зачем нужно думать о смерти?
6. В каких ситуациях можно осознать собственную смертность (например, диагноз, несчастный случай, смерть родственников)? И как это влияет на нашу жизнь?
7. Чего мы боимся, думая о смерти? Какие страхи больше всего мешают нам жить?
8. Что значит: пребывать с человеком, когда он умирает? Что мы можем сделать?
9. Что делает нас уязвимыми? Что мы боимся потерять?
Ведущие семинара, Н.В.Ликвинцева и Е.Ю.Садовникова, как всегда, предложили сначала посмотреть видеофрагмент из беседы митрополита Антония, в которой он очень остро поставил вопрос честности и открытости как необходимом условии предстояния перед Богом: «Первая тайная молитва во время Литургии гласит: “Слава Твоя непостижима, держава Твоя несказанна, милость Твоя безмерна, человеколюбие неизреченно…” Начало этой молитвы мы легко можем сказать. Слава Божия непостижима, да, держава несказанна, да. Но сегодня, вот сегодня, когда случилось что-то очень страшное в моей жизни, могу ли я сказать “милость Твоя безмерна”? Могу ли я сказать перед лицом того, что происходит на свете, “человеколюбие Твое неизреченно”?» Эти слова владыки Антония и задали тон всей последующей встречи.
Затем выступила докладчица, сотрудник Первого московского хосписа, рефлексотерапевт, духовная дочь владыки Антония Фредерика де Грааф. Она поделилась своим опытом помощи тяжело больным, умирающим и их близким, подкрепляя собственные слова словами владыки Антония. Она подчеркнула важность внутренней устойчивости и внутрь-пребывания (термины Владыки) во встрече со смертью и страданиями — своими и чужими. Опираясь на свой опыт работы в хосписе, она рассказала, как любому из нас важны внутренний покой, который рождается в глубине души, владение собой, без которого невозможно помочь другому. Динамический, творческий покой — это вовсе не отказ от борьбы, но отсутствие суеты и колебаний, он противоположен неуверенности в себе. «Мы обязаны верить в себя, потому что Бог в нас верит. Мы обязаны искать в себе все то, что нас делает родными Ему, сродняет с Ним, уподобляет нас Ему, делает нас на Него похожими». Нам следует быть, как натянутая струна скрипки, настроенная на верную ноту (образ, часто встречающийся в текстах митрополита Антония). И жить «под своей кожей», действовать изнутри, а не только реагировать на внешние обстоятельства, все время находиться в присутствии Божьем.
После этого участники под руководством волонтеров Фонда разделились на несколько групп: в каждой группе был модератор (психологи, священники, ведущие и постоянные участники семинаров), предложивший обсудить на выбор любой из предложенного списка вопросов. За предложенный час наша группа успела перейти от вопроса о страхах к вопросу об уязвимости: очень разные люди брали по очереди слово и, опираясь на тексты Владыки и на свой, часто непростой опыт тяжелой болезни и смерти близких людей, с удивительной открытостью говорили о том, о чем очень трудно говорить с незнакомыми людьми: о том, что такое готовность к смерти и честность, о том, чего мы боимся, думая о смерти, и что делать с собственными страхами. Многие не просто воспоминали те или иные слова и мысли Владыки, но рассказывали, как они «работают» в конкретных жизненных ситуациях.
В конце семинара представители групп поделились на сцене тем, какие вопросы вызвали в их группах самый острый отклик, какие мысли прозвучали во время обсуждения. В завершение был показан еще один видеофрагмент с проповедью Владыки о любви, ведь, как известно, именно любовь «побеждает смерть».
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.