Шестой день X Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» Вечер «Русский экспедиционный корпус (1916–1918). Дорога домой длиною в сто лет»
12 ноября 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел шестой день X Международного кинофестиваля «Русское зарубежье».
Шестой день работы X Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» представил четыре неигровые картины: «Переводчик» (режиссер Г.Манюк, Германия, 2014), «Чужие города» (режиссер А.Ким, Россия, 2016), «Лемнос» (режиссер Е.Китайцева, Россия, 2016), «Врангель. Путь русского генерала» (режиссер Г.Огурная, Россия, 2016) и игровую ленту «Ангелы революции» (режиссер А.Федорченко, Россия, 2014).
Продолжением военной темы представленных к показу неигровых фильмов стала презентация книги Г.В.Майоровой «А.В.Колчак: “Нет ничего выше Родины и служения Ей”» (изд-во «Посев», 2016) и тематический вечер «Русский экспедиционный корпус (1916–1918). Дорога домой длиною в сто лет».
Картина автора, продюсера Елены Чавчавадзе и режиссера Галины Огурной «Врангель. Путь русского генерала» поражает высочайшей степенью проникновения ее создателей в материал — не только на уровне исторического знания, но и в контексте философского и нравственного осмысления событий Гражданской войны, Исхода, последующей жизни и деятельности русской эмиграции на чужбине и роли в них выдающегося военачальника, государственного деятеля Петра Николаевича Врангеля.
Потомок старинного шведского рода, двоюродный племянник А.С.Пушкина, яркий, многогранный, целеустремленный — Петр Николаевич всецело следовал фамильному девизу Врангелей: «Сломаюсь, но не согнусь!» Он мог быть талантливым горным инженером, литератором (писательский дар героя картины, по замечанию ее авторов, явно прослеживается в письмах П.Н.Врангеля матери с полей Русско-японской войны), но стал выдающимся военачальником и защитником российской государственности. «Я всей душой жажду прекращения Гражданской войны, — приводят создатели фильма слова генерал-лейтенанта Врангеля, — и каждая капля пролитой русской крови отзывается болью в моем сердце. Но борьба неизбежна, пока в России не установится настоящая государственная власть…»
В самых трагических обстоятельствах Петр Николаевич думал, прежде всего, о сбережении своего народа, как когда-то говорил Михаил Васильевич Ломоносов: в ноябре 1920-го под руководством П.Н.Врангеля состоялся организованный Исход Русской армии и гражданских беженцев из Крыма, а позже — переброска армии с Галлиполи и Лемноса в Болгарию и Югославию…
В картине принимают участие авторитетные военные историки, в том числе И.В.Домнин, заместитель директора Дома русского зарубежья по вопросам культурно-исторического наследия; видные общественные деятели русской эмиграции — А.А.Трубецкой (Франция), А.А.Арсеньев (Сербия), дочь П.Н.Врангеля — Н.П.Врангель-Базилевская, сын — П.П.Врангель (создатели ленты использовали интервью с Петром Петровичем 1992 года). Фильм, безусловно, должен войти в образовательную программу средних и высших учебных заведений, дабы его главная миссия — просветительская — не ограничивалась единичными показами на телевидении среди пустозвонных ток-шоу и развлекательных передач…
Пример настоящего, вот уже тринадцатилетнего, просветительства — судьба картины режиссера, создателя киностудии и киноклуба «Русский путь», президента Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» Сергея Зайцева «Они погибли за Францию». Замечательный фильм, созданный тогда еще совсем молодым кинематографистом на основании серьезнейших исторических документов, кинохроники, научных работ, мемуаров и свидетельств потомков героев ленты, посвящен истории Русского экспедиционного корпуса, созданного российским командованием для защиты наших союзников на Балканах и во Франции в 1916 году. Картина, по словам ее создателя, за прошедшие годы показана во многих странах мира и давно уже «живет своей жизнью», — так, по свидетельству очевидцев, в этом году фильм демонстрировали и в российском посольстве в Париже, и на одном из областных телевизионных каналов.
Открывая тематический вечер «Русский экспедиционный корпус (1916–1918). Дорога домой длиною в сто лет», Сергей Леонидович рассказал об истории создания своего фильма и представил ведущего вечера — куратора проекта «Общество памяти русских особых бригад во Франции и на Балканах (1916–1918)», исследователя Александра Миссонова. Интерес Александра к судьбе и воинству Русского экспедиционного корпуса понятен: он — внук ефрейтора 1-й пулеметной роты 5-го особого полка Петра Гавриловича Миссонова, командующего пулеметным расчетом.
Александр Миссонов рассказал об истории создания особых пехотных бригад — именно так называли сначала отряды специально отобранных по росту, образованию, цвету глаз и волос молодых русских мужчин. Слова руководителя Общества подтвердили и представленные фотографии столетней давности: на экране — бравые, осанистые, безусые и усатые — русские солдаты и офицеры…
Идея создания Общества, продолжил А.Миссонов, принадлежит Наталье Родионовне Малиновской — дочери маршала Р.Я.Малиновского, чей славный воинский путь начинался со службы в Русском экспедиционном корпусе. Наталья Родионовна рассказала о переписке отца с сослуживцами по корпусу, о создании Обществом единой электронной базы особых бригад…
Организаторы вечера вспоминали об историке Владимире Лобыцыне, чья статья «Погибли за Францию» о Русском экспедиционном корпусе вдохновила С.Зайцева на создание фильма. Зрители увидели фрагменты картины с участием нашего соотечественника из Франции — Юрия Вячеславовича Копылова, чьей светлой памяти посвящен этот вечер. Юрий Вячеславович, комментирует А.Миссонов, сделал многое для того, чтобы не стерлось воспоминание о подвиге русского воинства на французской земле…
Об интересных фактах биографии музыкантов Русского экспедиционного корпуса — французского композитора Поля ле Флема и первого скрипача Большого театра Романа Фидельмана — рассказала историк Елена Наумова, а песни времен Первой мировой войны исполнил давний друг Дома русского зарубежья, талантливый гармонист и певец Владимир Топоров.
Завершил вечер показ документального фильма режиссера Владимира Гурьянова «Гармонь» (1965), повествующего о судьбе солдата Русского экспедиционного корпуса Ивана Костяева и его любимой боевой подруги и попутчицы — гармошки 1909 года выпуска. Костяевскую гармонь, сообщил А.Миссонов, удалось разыскать в одном из краеведческих музеев страны, и в скором времени она займет свое почетное место среди раритетов легендарных особых бригад, в чьих воинах жила неустрашимая, отзывчивая, разудалая и страдающая — русская душа…
Ирина Тишина
|