Международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архим. Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире (к 120-летию со дня рождения)»
25 октября 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась научно-богословская конференция «Духовное наследие архим. Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире (к 120-летию со дня рождения)».
Конференция была приурочена к празднованию двух важнейших юбилейных дат: 300-летию присутствия Русской православной церкви в Англии и 1000-летию русского иночества на Афоне.
Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) является представителем первой волны русской эмиграции и до ухода в монастырь был художником, работавшим в русле модерна, одним из ближайших учеников Петра Кончаловского (1876–1956). В миру Сергей Сахаров добился признания, его работы были выставлены в самых престижных салонах Франции, вместе с работами В.Дюпона, Сериа, Дориньяка и Бара-Левро. Картины Сахарова французская пресса сравнивала с работами Люи Рикара. В самом начале своей многообещающей карьеры в Европе юный модернист Сергей Сахаров уходит на Афон и принимает монашеский постриг с именем Софроний. На Афоне он знакомится с одним из самых известных святых XX века, преп. Силуаном Афонским и становится его ближайшим учеником. Именно о. Софроний, написав книгу о преп. Силуане, сделал его известным миру. Одновременно он опубликовал записи преп. Силуана, имеющие большое художественное и духовно-нравственное значение. Книга «Старец Силуан» в настоящее время переведена на 22 языка. В 1959 году о. Софроний переехал в Англию и основал в графстве Эссекс первый в этой стране православный монастырь, в котором собрались представители более 13 национальностей. Таким образом, о. Софроний принадлежит нескольким духовным и культурным мирам: Серебряному веку в России, афонскому монашеству и английскому православию.
На конференцию в память о. Софрония (Сахарова) приехали представители разных городов России, гости из Англии и США.
Приветственное слово от председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) зачитала заместитель директора по научной работе Н.Ф.Гриценко.
Приветственное слово митр. Волоколамского Илариона
Конференция проходила в три этапа: первая часть была посвящена богословию, вторая — вопросам философии и художественного творчества, третья — фильму «Письма в Россию» (Студия «Образ», 2012), а также художественному осмыслению наследия архим. Софрония.
В своем докладе дьякон Сергей Сержантов «Ступени лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония» сделал важный вывод о том, что представление о. Софрония о трех ступенях является сокращенной версией учения преп. Иоанна Лествичника, в котором речь идет о 30 ступенях. Кроме того, иногда движение «вниз» по лестнице духовного восхождения парадоксальным образом означает прогресс, поскольку цель пути — достижение смирения. Иногда это состояние постигает человека в осознании своего бессилия, что приводит его к жажде подлинного Бытия.
Иеромонах Серафим (Альди) в докладе «A few considerations regarding Sophianic Identity in Fr. Sophrony’s Theology» (Размышления о софийном тождестве в богословии о. Софрония) проанализировал терминологию «онтологии взаимоотношений» Бога и человека. С его точки зрения богословие о. Софрония во многом перекликается с теологией XX века, в частности, с софиологией прот. Сергия Булгакова.
Известный богослов, философ и миссионер Т.М.Горичева рассказала о своих встречах со старцем Софронием в Эссексе и коснулась вопроса о религиозно-философской ситуации в Европе и в России. Т.М.Горичева заметила, что о. Софроний как представитель Серебряного века русской культуры имеет большое значение для России, которая не пережила кризис культуры в такой степени, в какой он наблюдается в Европе за последние 50 лет.
Доцент ПСТГУ С.А.Чурсанов представил доклад «Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)», в котором рассмотрел отличительные черты его богословия: соотнесение рациональных построений и личного религиозного опыта; поиск предельных богословских выводов, которые дают перспективу движения и духовного роста; особое внимание к поиску ответов на вызовы современного пантеизма, религиозного невежества и крайнего индивидуализма.
К.Б.Ермишина в своем докладе «Преображение жизни и личности как смысл Евангелия в трудах архим. Софрония (Сахарова)» отметила важную тему возможности изменения человека, преодоления личностью заданных социумом и характером координат на примере жизни о. Софрония. А.А.Кузнецова, куратор выставки «Цвет Адама», рассказала о замысле и исполнении концепции выставки. Она отметила, что расстаться с возможностью творчества для художника — чрезвычайно великая жертва, которой противится сама физиология организма, привыкшего к экстатическим, глубоко эмоциональным состояниям. Отец Софроний писал книгу «Старец Силуан» отнюдь не в благоприятных условиях, но находясь в Париже без средств к существованию и после окончания работы был на грани жизни и смерти. Все это придает характер глубокой подлинности его трудам, которые были вознаграждены всемирной славой гораздо позже. Художник И.А.Старженецкая представила работы современных художников, работающих в церковной тематике. Она передала в дар Дому русского зарубежья богато иллюстрированные альбомы своих работ и работ художника Анатолия Комелина.
Руководитель Образовательного фонда им. Сергея и Евгения Трубецких иерей Георгий Белькинд выступил с докладом «Как один философ держал ум свой во аде и не отчаялся». Он рассказал об опыте философского осмысления вечности и ада в трудах Евгения Трубецкого, перекликающегося с известной максимой учителя о. Софрония, преп. Силуана Афонского: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».
В завершение вечера выступили гости из Санкт-Петербурга, — руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Н.О.Родоманова и ведущий актер Большого драматического театра В.М.Ивченко.
Н.О. Родоманова рассказала о своей работе над фильмом «Письма в Россию». Фильм посвящен жизни и творчеству архим. Софрония, в котором о его личности поведал его ближайший ученик и келейник, игумен Серафим (Покровский-Барадель). Игумен Серафим (в миру Реми Барадель) родился во Франции в католической семье, но в настоящее время возглавляет Скит всех Святых на о. Валаам.
Кульминационным моментом конференции стало выступление народного артиста России и Украины В.М.Ивченко, который прочел «Поэму об Адаме» (компиляция В.Лепахина, слова преп. Силуана Афонского) под музыку композитора Арво Пярта. «Adam’s Lament» Арво Пярта был написан по мотивам произведений преп. Силуана и представлен в свое время архим. Софронию. Это произведение логически и художественно связало конференцию и сопровождающую ее художественную выставку «Цвет Адама», в которой одним из значимых экспонатов стал заглавный лист нотного оригинала «Adam’s Lament», с автографом автора (скан документа предоставлен Центром Арво Пярта в Эстонии).
В завершение состоялась презентация новой книги о жизни и творчестве архим. Софрония «В поисках совершенства в мире искусства. Творческий путь отца Софрония» (Москва — Эссекс, 2016). Генеральный директор издательства «Дар» Н.С.Переслегина рассказала о работе над книгой и представила ранее неизвестные в России кадры художественных работ архим. Софрония (Сахарова).
Работа конференции вызвала большой интерес СМИ. Появилось много рецензий на конференцию, в том числе и на английском языке:
http://www.pravoslavie.ru/english/98161.htm
http://monasterium.ru/publikatsii/stati/on-byl-slovno-ozaren-propitan-favorskim-svetom/
http://e-vestnik.ru/news/konferentsiya_pamyati_sofroniya_saharova_9710/
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=70275
http://pstgu.ru/news/university/2016/10/26/68587/
http://blogs.pravostok.ru/vzmprihod/?p=3728
https://www.mngz.ru/russia-world-sensation/2361304-konferenciya-posvyaschennaya-pamyati-arhimandrita-sofroniya-saharova-sostoyalas-v-moskve.html
Ксения Ермишина
|