Очередное заседание научно-просветительского семинара «Историческое краеведение российского зарубежья»
18 апреля 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось заседание научно-просветительского семинара «Историческое краеведение российского зарубежья», посвященное обсуждению доклада Николая Вадимовича Сухова (Центр арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН) «Русское присутствие в Марокко».
На семинаре была затронута тема исторических памятников, архивных документов и других материальных объектов, напоминающих о жизни и деятельности выходцев из России в Марокко. В начале выступления историк отметил, что русская эмиграция в Марокко началась в результате революции 1917 года и Гражданской войны в России. Непосредственно в эту страну русские попасть не могли и потому проникали туда опосредованно, через Тунис и европейские страны (из Франции, Италии, Болгарии). Особенно большая группа оказавшихся там русских — люди, пришедшие из Константинополя на кораблях русской эскадры в Бизерту (Тунис). Уже там в 1922 году их пригласили на работу в Марокко, где требовалась квалифицированная рабочая сила: инженеры, медработники.
Первая русская община сложилась в 1922 году в глубинке Марокко, в городе Хурибга. Около 250 человек руководили здесь разработками залежей фосфатов, использующихся в химической промышленности. Но главным образом русские оседали в крупных промышленных городах — Касабланка, Кенитра, Рабат. Центром русской общины в Рабате была русская церковь Воскресения Христова. Докладчик подробно рассказал об истории строительства церкви, показал фотографии интерьера 1990-х годов, созданного эмигрантами, и современного убранства храма. Недалеко от церкви находится христианское кладбище, на котором разбросаны могилы выходцев из России: здесь похоронены родители архитектора, мецената Петра Петровича Шереметева Марина Дмитриевна и Петр Петрович, солдаты, воевавшие во французском Иностранном легионе. Сухов представил фрагмент видеофильма о рабатском кладбище, в котором Лидия Алексеевна Кеннани, приехавшая в Марокко в конце 1960-х годов с мужем-марокканцем, рассказала о тех русских эмигрантах, которых застала живыми: об отце Варсонофии, инициировавшем строительство русской церкви, архитекторе-топографе Михаиле Подгаецком, занимавшемся строительством королевского дворца, пчеловоде Валентине Симонове.
Особое внимание в докладе было уделено церкви Успения Богородицы в Касабланке. Она была построена в 1958 году эмигрантами второй волны, прибывшими в Марокко после Второй мировой войны. В конце 2011 года настоятель церкви, живущий в Брюсселе, продал ее марокканскому риэлтору. Но в результате общественных акций она была объявлена королем Марокко объектом культурного наследия и защищена от сноса. При храме существовала русская касса взаимопомощи, из которой выделялись беспроцентные ссуды неимущим. Средства давали жившие в Марокко русские богатые предприниматели: например, семья Башкирцевых, организовавшая производство в Марокко первых сардин в консервах (они назывались «сардины Наташа»). Докладчику посчастливилось обнаружить в касабланкской церкви достаточно большой архив русской эмиграции в Марокко. Это отдельные разрозненные документы прихожан: удостоверения личности (cartes d`identité), справки о смерти, газетные статьи, квитанции, благодарственные и подметные письма. Все это было им отсканировано и передано в Дом русского зарубежья. По этим материалам Сухову удалось восстановить биографии порядка тысячи человек.
Говоря о материальных следах русского присутствия в Марокко, докладчик подчеркнул, что это не только церкви, но также порты (в Касабланке, Кенитре), дороги, заводы, промышленные здания, больницы и жилые дома, создававшиеся под руководством и по проектам русских инженеров и существующие до сих пор.
Доклад Сухова вызвал большой интерес у слушателей, часто прерывался вопросами и комментариями. Л.Ф.Ткаченко поинтересовалась наличием в Марокко русских школ. Докладчик сообщил, что такая школа есть при российском посольстве. Существуют также курсы русского языка для детей при российском культурном центре в Рабате и при организации «Соотечественницы в Касабланке». А.О.Рыбаков (Институт повышения квалификации учителей) спросил о степени влияния исламизации на марокканское общество. Сухов ответил, что относительно того, что видно в других арабских странах степень исламизации Марокко достаточно низкая. При этом царит культ монархии, не подвергается сомнению божественность власти короля. Вопрос М.М.Горинова касался жизни в Марокко наших соотечественниц, вышедших замуж за марокканцев. Докладчик отметил, что русские женщины вполне успешно там адаптируются, многие ходят в церковь, чего не делали на родине, поскольку это и клуб, и место сборов, но посетовал на то, что они приходят в храм в основном уже после службы: на чаепития.
В конце своего доклада Сухов рассказал о «Русском угле» христианского кладбища Бен-Мсик в Касабланке и о русских могилах кладбища города Марракеш (здесь похоронены балерины, няни, художники, в частности танцовщица Ирина Белянкина, известная во Франции как Ира Белина). В заключении он сообщил, что в настоящее время в Марокко проживают как минимум 5 тысяч наших соотечественниц, не считая их детей и внуков, и более 15 тысяч выпускников советских и российских вузов — это люди, которые говорят по-русски и активно пропагандируют через различные мероприятия (концерты, выставки) русскую культуру. Он привел популярный среди марокканцев анекдот: если зайти в аптеку в самом захолустном уголке Марокко — скорее всего, там обслужат по-русски.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.