Круглый стол «В.Н.Ильин и метафизика русской культуры», посвященный 125-летию со дня рождения философа, богослова и композитора Владимира Николаевича Ильина
24 сентября 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел круглый стол «В.Н.Ильин и метафизика русской культуры», который был посвящен 125-летию со дня рождения философа, богослова и композитора Владимира Николаевича Ильина (1890–1974).
Перед началом круглого стола прозвучало одно из ранних музыкальных сочинений В.Н.Ильина, этюд до-мажор в исполнении пианистки Веры Бисенек.
Затем круглый стол открыл Алексей Павлович Козырев (МГУ им. М.В.Ломоносова), который дал общую характеристику личности В.Н.Ильина и его творческого наследия. По мнению А.П.Козырева, В.Н.Ильин был мастером устного слова, мог часами говорить на самые разные темы, преподавал не только в богословских институтах, но и читал лекции в студенческих летних лагерях. Докладчик привел цитаты из писем В.Н.Ильина к издателю Ф.Либу. В этих неизданных архивных текстах В.Н.Ильин раскрывает некоторые стороны личного мировоззрения, в частности, пишет о своих лекциях для молодежи, неприятии революционно-демократической общественности, обреченности в эмиграции носить ярлык «реакционера». Только архивные документы, как полагает А.П.Козырев, могут дать новые представления о В.Н.Ильине, открыть его для современной эпохи.
Далее началось более подробное обсуждение архивного наследия В.Н.Ильина, личный фонд которого хранится в Доме русского зарубежья.
Мария Анатольевна Васильева (ДРЗ) обратила внимание на то, что в лекциях В.Н.Ильина раскрывается его особое отношение к русской культуре, основанной на религиозности и «музыкальности русской души». Образ В.Н.Ильина довольно противоречив, в том числе потому, что существует разница между его колоссальными намерениями и тем, что ему удалось создать. Архивные документы, считает М.А.Васильева, дают возможность увидеть В.И.Ильина таким, каким он был.
Елена Владимировна Бронникова (РГАЛИ) в своем выступлении говорила о том, какое значение в изучении биографии В.Н.Ильина имеют архивные источники. В.Н.Ильин писал каждый день, поэтому его архивное рукописное наследие очень велико. Личный фонд находится в процессе описания, все материалы разбиты на 12 тематических разделов. Опись начинается с дневников, которые В.Н.Ильин вел ежедневно. Интересны его дневники в первые годы эмиграции в Константинополе, они многое могут сказать о его личном, научном и философском становлении. Большое значение представляют черновики и наброски на темы, которые затем были В.Н.Ильиным разработаны. Например, первые наброски по морфологии относятся уже к ранним годам эмиграции. Архивный фонд В.Н.Ильина в систематическом описании, безусловно, откроет новые перспективы для его освоения и архивных публикаций.
Елена Владимировна Кривцова (ДРЗ) рассказала о музыкальных рукописях В.Н.Ильина, которые охватывают почти все жанры, кроме балета (три симфонии, оперные замыслы и наброски, музыка для камерных инструментальных ансамблей, духовные песнопения, романсы). По мнению Е.В.Кривцовой, все это наследие позволяет считать, что В.Н.Ильин, являясь в большей степени композитором-любителем, тем не менее, был совсем не дилетантом, а смог создать целый ряд выдающихся музыкальных произведений в разных жанрах.
Екатерина Олеговна Розова (МГУ) остановилась на философии культуры в сочинениях В.Н.Ильина. Она выделила в этом направлении несколько ведущих тем, в том числе трагические мотивы в культуре, проблему церковной культуры. В.Н.Ильин считал основой русской культуры монашество, поэтому в его сочинениях такое важное место занимают философские размышления о молитве и любви.
Николай Владимирович Ильин, сын В.Н.Ильина, поделился с участниками круглого стола воспоминаниями о своем детстве и отце. Кроме того, он передал в дар Дому русского зарубежья новые архивные материалы, среди которых были фотографии и варианты сочинений В.Н.Ильина.
В конце круглого стола выступил Олег Тимофеевич Ермишин (ДРЗ), который рассказал о некоторых наблюдениях и выводах, сделанных при изучении трудов В.Н.Ильина по истории русской культуры.
|