«Музыка русского зарубежья: история и источники» Заседание научно-популярного семинара «Русское зарубежье: Неизвестные страницы»
14 апреля 2015 года Государственный институт искусствознания совместно с Домом русского зарубежья им. А.Солженицына провел очередное заседание научно-популярного семинара «Русское зарубежье: Неизвестные страницы». Семинар прошел в формате круглого стола, в котором приняли участие ведущие специалисты в области изучения музыкального наследия русской эмиграции.
Научно-популярный семинар «Русское зарубежье: Неизвестные страницы» (организаторы М.А.Васильева и О.А.Коростелев) традиционно проходит на территории Дома русского зарубежья. Это первый выездной семинар, и такой опыт представляется нашему Дому более чем перспективным. Семинар был организован сектором истории музыки ГИИ, ведущей заседания от института выступила Светлана Зверева, соведущей — один из инициаторов и руководителей семинара Мария Васильева (ДРЗ).
Представление изданной совместно двумя институциями книги — внушительного тома «Русское зарубежье: Музыка и православие» (сборника материалов одноименной конференции) открыло научную встречу. Не так давно презентация сборника прошла в ДРЗ , на этот раз слово о книге прозвучало в стенах организации, приложившей также немало усилий к подготовке издания.
Большим событием на этой встрече стала открытая лекция Михаила Никитича Толстого «“Кто Вы, профессор Кибальчич?”: Опыт реконструкции биографии». Построенная на многочисленных архивных разысканиях и прекрасно оформленная видеопрезентация с привлечением богатейшего визуального материала стала примером полноценной реконструкции биографии русского музыканта. В 1920–1930-х годах, находясь в Соединенных Штатах, Василий Кибальчич получил широкую известность как дирижер созданного им Русского симфонического хора; скончался он в Сан-Франциско в 1981 году, дожив до 97 лет. В лекции М.Н.Толстой представил массу находок, которые ему удалось обнаружить — от скульптурного портрета В.Ф.Кибальчича работы Сергея Коненкова в Музее русской культуры в Сан-Франциско до многочисленных сведений из архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Праги и США. Особую ценность представляют обнаруженные исследователем материалы, проясняющие российский период жизни музыканта, — те факты биографии, которые Кибальчич тщательно скрывал, находясь в эмиграции.
Выступление ученого секретаря ДРЗ Марии Анатольевны Васильевой было посвящено архивным собраниям Дома русского зарубежья, в частности — архиву семьи Левицких и Харкевичей, переданному из Италии в 2011 году. Архив непосредственно касается истории флорентийской Церкви Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, первым настоятелем которой был прот. Владимир Левицкий (1843–1923), а первым регентом — Адриан Харкевич (1877–1961). Архив содержит массу ценных материалов, рассказывающих об истории храма и церковного хора, а также об истории семьи, игравшей в прошлом столетии заметную роль в жизни русской колонии во Флоренции.
Старший научный сотрудник ДРЗ Елена Владимировна Кривцова в докладе «В.Н.Ильин. Симфония Фа мажор “Радость земли”. Источники нотного текста» представила еще один архив ДРЗ, содержащий немало интересных музыкальных материалов. В 2005 году архив Владимира Николаевича Ильина (1890–1974) был торжественно передан в Россию его сыном Николаем Ильиным и в 2007 году поступил в Дом русского зарубежья, став одним из самых крупных архивных собраний ДРЗ. В истории русской мысли философ В.Ильин оставил о себе память как пламенный «евразиец», автор оригинальных богословских концепций и работ по литургике. Менее известна его музыкальная деятельность в эмиграции как преподавателя Русской консерватории им. С.В.Рахманинова в Париже и музыкального критика. И совсем неизвестна его творческая ипостась композитора. В фонде философа хранится ряд его музыкальных автографов — симфонические, хоровые и вокальные произведения разных лет. Речь пойдет об одном из его самых значительных завершенных сочинений — Симфонии F-dur «Радость земли» (подзаголовок в черновике — «Matto la primavera di Sandro Botticelli») в 4-х частях (Париж, 1933). Симфония посвящена юной жене Вере Николаевне Ильиной.
О текущих проектах Государственного института искусствознания рассказали главный научный сотрудник сектора истории музыки Людмила Зиновьевна Корабельникова и старший научный сотрудник того же сектора Олеся Анатольевна Бобрик.
Масштабный проект «Музыкальное искусство в газетной периодике Русского зарубежья. Начало 1920-х годов» был представлен Л.З.Корабельниковой на примере музыкальной хроники в берлинской газете «Руль». Перечисление выявленных в подшивке только за один год (1921) концертов, премьер, сольных выступлений и т.д. продемонстрировало невероятное богатство музыкальной жизни русского зарубежья.
Темой сообщения О.А.Бобрик была подготовка к изданию дневников и записных книжек Артура Лурье, охватывающих около четверти века его жизни в США (с 1941 по 1964 год). О значимости этого документа не только для изучения творчества и жизни самого композитора, но и жизни русской диаспоры в США в целом свидетельствует перечень имен, встречающихся на их страницах: С.А.Кусевицкий, С.А.Сорин, В.С.Горовиц, И.Ф.Стравинский, А.Т.Гречанинов, В.А.Дукельский, М.З.Шагал, М.В.Добужинский, А.И.Зилоти, Д.Д.Бурлюк, Я.Хейфец и многие другие. Процесс подготовки дневников к изданию связан с выявлением местонахождения документов жизни Лурье за границей, прежде всего, его эпистолярия. Заботясь о сохранности своих нотных рукописей и статей, Лурье придавал меньше значения остальной части своего архива. Кроме того, очевидно, что после его смерти значительная часть архива (прежде всего, письма и личная библиотека) была рассредоточена. Поиск этих документов продолжается в государственных и частных хранилищах в США, Франции, Швейцарии и России.
Круглый стол завершился прослушиванием редких записей квартета Кедровых 1910-х, 1920-х и 1950-х годов. Основанный в Петербурге в 1897 году, в 1910-е годы квартет получил мировое признание. В 1923 году его основатель, известный певец-баритон Н.Н.Кедров и другие участники квартета переехали во Францию и в межвоенный период вели широкую концертную деятельность во многих странах мира. По окончании Второй мировой войны квартет был возрожден сыном основателя, Н.Н.Кедровым-младшим. В настоящее время альбом дисков, представляющий историю этого семейного концертного предприятия, продолжавшуюся в течение века, готовят к изданию сотрудница Издательского отдела Московского Патриархата К.В.Абаровская и старший научный сотрудник ГИИ С.Г.Зверева. Издание осуществляется при поддержке наследников, в частности, протодиакона Александра Кедрова, который является регентом Свято-Александро-Невского собора в Париже.
|