Представление книги Н.Г.Мельникова «О Набокове и прочем: статьи, рецензии, публикации» Семинар «Русское Зарубежье: Неизвестные страницы»
14 апреля 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына при участии издательства «Новое литературное обозрение» состоялось очередное заседание научно-популярного семинара «Русское зарубежье: Неизвестные страницы» (руководители О.А.Коростелев, М.А.Васильева) с презентацией книги старшего научного сотрудника отдела литературы и печатного дела российского зарубежья ДРЗ Н.Г.Мельникова «О Набокове и прочем: Статьи, рецензии, публикации» (М.: Новое литературное обозрение, 2014).
Сборник «О Набокове и прочем» представляет собой итог двадцатилетней литературоведческой и критической деятельности Н.Г.Мельникова. В него вошли произведения разных жанров — эссе, рецензии, литературные портреты. В первой части представлены работы, в которых исследуются различные аспекты жизненного и творческого пути Владимира Набокова, а также публикуется «комбинированное интервью» писателя, собранное из газетных и журнальных публикаций 1950–1970-х годов; во второй части «без гнева и пристрастия» разбираются труды набоковедов и исследователей русского зарубежья, а также произведения современников Набокова, ведущих зарубежных писателей, без которых немыслима история мировой литературы ХХ века: Джона Апдайка, Энтони Бёрджесса, Марио Варгаса Льосы, Ивлина Во, Вирджинии Вулф, Лоренса Даррелла, Айрис Мёрдок, Уильяма Стайрона, Мартина Эмиса и др.
В силу тематической специфики семинара его участниками был сделан акцент на набоковедческой составляющей книги — тех проблемах жизни и творчества русско-американского писателя, которые стали предметом исследования Н.Г.Мельникова: «литературная личность» (публичная персона) писателя и способы создания собственного имиджа с помощью интервью (центральная тема статьи «Сеанс с разоблачением, или Портрет художника в старости»); сложные отношения с собратьями по перу: русскими парижанами, литераторами, группировавшимися вокруг журнала «Числа» («“До последней капли чернил…” Владимир Набоков и “Числа”»), и американским критиком Эдмундом Уилсоном («Злейшие друзья. О переписке Владимира Набокова и Эдмунда Уилсона»); проблема прототипов литературных героев, соотношение правды и вымысла в романе «Отчаяние» («Криминальный шедевр Владимира Владимировича и Германа Карловича. (О творческой истории романа В.Набокова “Отчаяние”)») и т.д.
Эти и другие проблемы, затронутые в отчетном выступлении автора книги, стали темой живого обсуждения участниками семинара.
Заведующий отделом литературы и печатного дела российского зарубежья О.А.Коростелев, оглядываясь на двадцать лет активного изучения жизни и творчества В.В.Набокова в России, подвел предварительные итоги отечественного набоковедения, отметив его достижения (одним из которых он считает книгу Н.Г.Мельникова) и подробно остановившись на том, что сделать еще предстоит. В частности, он говорил о литературном противостоянии разных эмигрантских групп и индивидуальностей (Набоков vs Адамович, Набоков и группа «Чисел») и о том, что все нюансы и подоплека этих интереснейших и чрезвычайно плодотворных литературных войн, во многом определивших жизнь русского зарубежья первой волны, нуждаются в дальнейшем изучении.
Ученый секретарь Дома русского зарубежья М.А.Васильева обратила особое внимание на одну из ранних статей Н.Г.Мельникова «Криминальный шедевр Владимира Владимировича и Германа Карловича» (1994), причислив ее к классике набоковедения, т.е. к исследованию, на которое сегодня принято ссылаться, когда речь заходит о романе Набокова «Отчаяние». Статья, построенная на изучении криминальной хроники начала 1930-х годов по берлинской эмигрантской прессе, выявила крайне любопытный контекст набоковского замысла — целую волну громких преступлений, произошедших в Германии и почти полностью совпадающих с криминальным «шедевром» главного героя. Одно из таких реальных убийств было даже упомянуто на страницах романа. Это «детективное» открытие в набоковедении помогает очень многое уяснить не только в истории замысла романа, но и в характере его центрального персонажа, понять природу его двойничества.
Ведущий научный сотрудник отдела литературы и печатного дела российского зарубежья С.Р.Федякин в своем выступлении заметил, что статьи Н.Г.Мельникова, которые и ранее обращали на себя особое внимание, собранные вместе производят довольно целостное впечатление. Книга, с одной стороны, подводит итог двадцатилетним занятиям автора очень важной для него темой. С другой стороны, если вспомнить и другие публикации, посвященные Набокову (от тома «Классик без ретуши» до недавно изданного томика «Портрет без сходства»), книга становится возможным «прообразом» исследования формирования «литературной личности» Набокова.
В обсуждении книги приняли участие приглашенные гости: главный редактор журнала «Иностранная литература», профессор РГГУ, писатель и переводчик А.Я.Ливергант, а также поэт и переводчик В.А.Широков, высоко оценившие литературоведческие и критические работы Н.Г.Мельникова.
Выступления участников семинара сопровождались видео- и аудиоиллюстрациями: были показаны фрагменты телеинтервью В.В.Набокова Бернару Пиво (май 1975 года, программа «Апострофы») и отрывок из фильма Р.В.Фассбиндера «Отчаяние», а также воспроизведены записи чтения Набоковым своих стихотворений. Перевод одного из них, «An Evening of Russian Poetry», был зачитан В.А.Широковым.
Завершая мероприятие, Олег Коростелев и Мария Васильева поблагодарили коллег и гостей ДРЗ за участие в работе семинара и проанонсировали тему следующего заседания, запланированного на 26 мая 2015 года.
Увенчала вечер традиционная для презентаций церемония раздачи автографов.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.