Круглый стол «С.В.Рахманинов и русское музыкальное зарубежье: поиски, находки, перспективы изучения»
3 апреля 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся круглый стол «С.В.Рахманинов и русское музыкальное зарубежье: поиски, находки, перспективы изучения», приуроченный ко дню рождения Сергея Васильевича Рахманинова.
Идея проведения музыкальных собраний в Доме русского зарубежья принадлежит ведущему научному сотруднику отдела культуры русского зарубежья ДРЗ Елене Кривцовой. В этот раз Елена Владимировна собрала за одним столом исследователей жизни и творчества Сергея Васильевича Рахманинова — ярчайшего представителя русской музыкальной эмиграции. По замыслу организаторов приглашенным специалистам — музыковедам, историкам, филологам — предстояло ответить на еще нерешенные рахманиноведением вопросы о влиянии личности и наследия великого композитора на историю русской музыки в эмиграции и на мир русского рассеяния в целом.
Однако прежде участники и слушатели круглого стола были погружены в неповторимый мир рахманиновской гармонии: «Музыкальные моменты» ор. 16 — № 1 си минор, № 4 ми минор и этюды-картины ор. 39 — № 6 ля минор, № 7 до минор, № 8 ре минор и № 9 ре мажор исполнили студенты РАМ им. Гнесиных класса профессора С.Е.Сенкова Полина Переволочанская и Алексей Кузнецов.
Для погружения в интеллигентный, утонченный и в то же время живой и непосредственный мир рахманиновского окружения Елена Владимировна представила кадры семейной кинохроники Рахманиновых 1929 года, снятой женой композитора Натальей Александровной Сатиной. На экране — Рахманинов-муж, Рахманинов-дедушка, смеющийся, танцующий, элегантный, с неизменной сигарой во рту… Этот год, комментирует Е.В.Кривцова, был для композитора «наиболее счастливым» — он почти освоился «в западном пространстве», к его семье присоединилась уехавшая из России теща В.А.Сатина и даже часть старой прислуги…
Добившись от старой кинопленки желаемого «эффекта присутствия» Сергея Васильевича, организаторы круглого стола приступили к разговору о культурном наследии композитора, сохраняющемся и в России, и за ее пределами.
Вера Борисовна Валькова (Государственный институт искусствознания) поделилась с коллегами опытом перевода рецензий английских газет на выступления молодого Рахманинова в Лондоне во время его первых зарубежных гастролей в 1899 году. Об этом важном событии в жизни композитора, напомнила Вера Борисовна, есть много вторичной информации, а к первоисточникам — газетным статьям и афишам на английском языке — никто из специалистов не обращался.
О работе с рахманиновскими архивами в Библиотеке Конгресса (США) — одном из трех мест хранения материалов о композиторе — рассказал Александр Викторович Комаров (Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И.Глинки). Целью работы в фондах библиотеки, по словам А.В.Комарова, было выявление свидетельств, оставленных Рахманиновым о его желании быть похороненным на родной земле. Поиски документов, подтверждающих волю композитора упокоиться в России, подытожил исследователь, результатов не дали, — Рахманинов избегал тему смерти, завещание отсутствует, не обнаружены даже упоминания о месте будущего упокоения гения русской музыки...
Личные документы Сергея Васильевича, продолжил А.В.Комаров, оказались в библиотеке только в 50-е годы ХХ столетия, а до их появления библиотечные фонды комплектовались преимущественно рукописями композитора. Тридцать лет, обратил внимание коллег Александр Викторович, архив Рахманинова хранился не разобранным, и только в 80-х годах началась его обработка. На сегодняшний день, завершил свое выступление А.В.Комаров, он так до конца и не изучен…
Представитель «молодого поколения рахманиноведов», по определению Е.В.Кривцовой, — независимый исследователь Е.М.Кузнецова представила свой опыт работы с неопубликованными письмами С.В.Рахманинова. Архив композитора, уверена исследовательница, требует не «командировочного» подхода, а длительной скрупулезной работы.
Ирина Вячеславовна Брежнева (Научная музыкальная библиотека им. С.И.Танеева Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского) описала «рахманиновскую» часть фондов библиотеки, состоящую из прижизненных изданий произведений композитора, в том числе и его эмигрантского периода. Библиотека, обратила внимание специалистов И.В.Брежнева, хранит и памятные экземпляры изданий с надписями С.В.Рахманинова С.И.Танееву — «учителю и другу», старые рукописные копии партитуры 1-го фортепианного концерта с дирижерскими пометками и многое другое...
Сотрудник Всероссийского музейного объединения им. М.И.Глинки Алексей Александрович Наумов говорил об обостренном чувстве родины великого русского композитора: в разгар Второй мировой войны весь сбор от концертов в США Сергей Васильевич передал своему Отечеству и на собственные средства закупил несколько рентген-установок. В 1943 году, продолжил Алексей Александрович, Рахманинов посещал советское посольство в Вашингтоне, встречался с советскими военными летчиками. Композитору было очень приятно, завершил свое выступление А.А.Наумов, что его произведения в 40-е годы исполнялись и в Советском Союзе…
Отдельной частью «рахманиновского» музыкального собрания стала презентация монографии ведущего научного сотрудника отдела литературы и печатного дела российского зарубежья ДРЗ Сергея Романовича Федякина «С.В.Рахманинов» (М.: Молодая гвардия, 2014. Серия ЖЗЛ). Помимо энциклопедических знаний в области русской словесности, автор монографии обладает удивительным музыкальным вкусом и слухом и редкой способностью сопряжения смыслов двух главных основ человеческого творчества — Слова и Музыки. Эта одаренность, вероятно, и помогла Сергею Романовичу решить, по его признанию, главную задачу книг о композиторах — дать представление о музыке через текст. Сам же С.Р.Федякин считает, что ему «помогла» русская культура и, в частности, русская поэзия, поскольку, уверен автор, именно великие поэты остро чувствуют настроение эпохи…
Сергей Романович отчасти раскрыл и «секреты мастерства» при написании книг серии «Жизнь замечательных людей», коих в его активе уже три: задача подобных творческих работ, утверждает автор, — «не исследование как таковое», — все должно быть предельно точно и одновременно художественно «как роман».
О Рахманинове, подытожил С.Р.Федякин, есть множество не первостепенной информации, «в которой можно утонуть», и «сегодня надо многое узнать, чтобы приблизиться к пониманию личности композитора»…
Новыми вопросами, помимо тех, которые стояли перед участниками музыкального собрания в начале его работы, завершила вечер его ведущая Е.В.Кривцова. «Почему до сих пор не изучен архив Библиотеки Конгресса» и «не слабость ли экономических позиций российских исследователей — причина столь долгого разбора архива Рахманинова» интересовало теперь сообщество рахманиноведов. Ответы мы надеемся услышать на новых встречах в рамках полюбившегося всем музыкального собрания Дома русского зарубежья.
Ирина Тишина
Фото Ю. Котиной
|