Вечер, посвященный творчеству Ю.П.Любимова
18 марта 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся вечер, посвященный творчеству Ю.П.Любимова.
Вечер подготовили Дом русского зарубежья и Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова. Фонд, созданный Юрием Петровичем Любимовым в 1998 году, был действенным подспорьем в делах театра, реализации культурных проектов.
В год 50-летия театра и 80-летия творческой деятельности его создателя фонд выступил инициатором проведения международной конференции, посвященной творчеству Юрия Любимова и выпустил уникальную книгу «Юрий Любимов. 80 лет в мировом сценическом искусстве» (автор предисловия Е.Абелюк, составитель С.Сидорина). По сути, это энциклопедия творческих находок мастера, летопись его многогранной деятельности не только в России, но во многих зарубежных странах.
Любимов поставил около двухсот драматических и оперных спектаклей, каждый из которых — открытие, уникальный вклад в мировую культуру. И теперь, когда Юрия Петровича уже нет с нами, главная забота председателя правления фонда — Каталин Любимовой — сохранить наследие режиссера, сделать его доступным для изучения новыми поколениями служителей театра и именно так увековечить память о режиссере-новаторе.
Вечер «Что сохраняет память» в Доме русского зарубежья стал первым в цикле, посвященном 100-летию Юрия Любимова, которое будет отмечаться в 2017 году. С приветственным словом к тем, кто пришел поделиться воспоминаниями о мастере, обратился директор ДРЗ Виктор Александрович Москвин. Он говорил о символической связи Театра на Таганке и Дома русского зарубежья как двух центров Таганского холма, о творческой дружбе Любимова и Солженицына, укрепившейся во время постановки спектакля «Шарашка» по роману Солженицына «В круге первом», вспоминал о вечерах, на которых Юрий Петрович бывал в ДРЗ, и о том, как принимали супруги Любимовы гостей нашего Дома в легендарном кабинете Юрия Петровича.
Сейчас в Театре на Таганке начался ремонт, будет ли учтена специфика кабинета Любимова с автографами выдающихся людей ХХ века на стенах? Не повредят ли эти уникальные стены стандартные действия строителей? И главный вопрос — как создать здесь не просто мемориальную комнату, а активно действующий научно-методический центр. Ведь с советских времени к слову кабинет приросло значение «приемная чиновника». Выступая на вечере, представитель Попечительского совета Фонда Ю.Любимова профессор Юрий Владимирович Манн включил понятие «кабинет» в историческую традицию, идущую от античности и средневековья, определил его как своеобразную лабораторию ученого, художника, как личное пространство для размышлений и творческих занятий. Именно в таком качестве должен быть воссоздан кабинет Юрия Петровича Любимова в помещении Театра на Таганке — таким было единодушное решение Попечительского совета Фонда Ю.Любимова, рабочее собрание которого состоялось в период организации вечера здесь же, в Доме русского зарубежья.
В Попечительском совете фонда — люди творческие и деятельные: художник и сценограф Борис Асафович Мессерер, режиссер Андрей Юрьевич Хржановский, критик и литературовед Евгений Юрьевич Сидоров, филолог Юрий Владимирович Манн, композитор Владимир Иванович Мартынов. Согласилась войти в Попечительский совет Фонда Ю.Любимова и Наталия Дмитриевна Солженицына, чей опыт в подготовке 100-летия со дня рождения А.И.Солженицына в 2018 году — очень важен для подготовки столетия Ю.П.Любимова в 2017 году.
А в тот день на собрании в ДРЗ каким-то чудом оказалась и Лора Гуэрра (она тоже в Попечительском совете фонда, как и японский режиссер Тадаши Сузуки, представители Франции и других стран). Лора Гуэрра тут же предложила поставить с итальянской труппой спектакль «Мед» по сценической композиции Юрия Любимова на основе поэмы Тонино Гуэрра. Этот спектакль с успехом шел несколько лет на Таганке.
Именно так, разрабатывая программы творческих вечеров, мастер-классов, проекты книжных и электронных изданий, сохраняют память о Юрии Петровиче те, кто с ним работал, кто был его собеседником за дружеским столом, кто когда-то учился у него, кому вместе с ним посчастливилось ставить спектакли. Именно такое деятельное общение всегда было по душе Юрию Петровичу Любимову.
Конечно же, память не может не быть и со слезами на глазах. Так благодарила Каталин Любимова на вечере в ДРЗ Римаса Туминаса за то, что он продлил Юрию Петровичу жизнь, пригласив поставить спектакль «Бесы» в Театр им. Е.Вахтангова, где Любимов начинал свой творческий путь. А художественный руководитель Вахтанговского рассказал, как познакомился с Любимовым, когда тот ставил на Таганке спектакль «Мастер и Маргарита», как невольно оказался «наглядным пособием» во время демонстрации режиссером необходимой актерам пластики и с каким удовольствием до сих пор он вспоминает эти уроки.
О других уроках-беседах Любимова во время, а иногда и вместо традиционной репетиции поведал исполнитель роли Степана Трофимовича Верховенского Юрий Шлыков. К тому же в его исполнении гостям вечера посчастливилось услышать монолог о роли красоты как высшей жизненной ценности из спектакля «Бесы». А показанные на вечере видеофрагменты репетиций и сцен из спектакля (подготовленные Светланой Сидориной) стали своего рода мастер-классом для студентов ГИТИСа и других театральных вузов, которые пришли на вечер в ДРЗ.
Выступления Бориса Мессерера, Владимира Мартынова вместе с глубоко личностными воспоминаниями о Юрии Петровиче раскрывали творческие принципы работы с мастером, что, наверняка, станет темой будущих мастер-классов, которые планирует проводить Фонд Ю.Любимова.
Интересными размышлениями о работе Любимова над оперой Бородина «Князь Игорь» в Большом театре и «Школой жен» по пьесе Мольера в Новой опере поделился режиссер Игорь Ушаков. А благодаря находке студии «Ракурс» и ее сотруднику-энтузиасту Игорю Рахманову гостям вечера впервые в России удалось увидеть фрагмент из спектакля «Гамлет» с Владимиром Высоцким, отснятый на цветной пленке в 1976 году во время Театрального фестиваля в Белграде. Участниками этого форума были спектакли таких выдающихся режиссеров, как Питер Брук, Ингмар Бергман, Дж. Стреллер. Но все-таки пальмы первенства был удостоен «Гамлет» в постановке Юрия Любимова. И едва ли не самое интересное — запись беседы Юрия Любимова и Владимира Высоцкого. Юрий Петрович раскрыл «тайну» замысла этой постановки, возникшей вроде бы спонтанно в споре с советскими чиновниками, но на самом деле — в результате длительных настойчивых просьб Высоцкого «сыграть Гамлета». А Владимир Семенович с удивительной глубиной раскрыл в этом как будто бы непринужденном разговоре суть творческого метода Любимова — импровизационность и выбор из множества вариантов, как это делал на основе черновиков Достоевский, самого неожиданного и самого точного.
Начался и завершился вечер выступлением ансамбля Дмитрия Покровского, который не распался после ранней смерти своего создателя благодаря Любимову. Юрий Петрович пригласил исполнителей народной песни в свой театр, и живая музыка стала одним из незаменимых голосов в его полифонических постановках. Ансамбль Дмитрия Покровского поддержал атмосферу серьезного творческого и непринужденного дружеского общения, которой всегда дорожил Юрий Петрович Любимов и которую в память о мастере удалось создать на вечере в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына.
Тамара Приходько
Фото Д.Смирнова
|