Выставка «Новый Свет. Творчество американских художников российского происхождения ХХ века» в Рязанском областном художественном музее
5 марта 2015 года в Рязанском областном художественном музее имени И.П.Пожалостина была открыта масштабная выставка живописи и графики из музейного собрания Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.
Подобная выставка впервые была продемонстрирована в Доме русского зарубежья в 2010 году, в год его пятнадцатилетия. Нынешний год — год очередного юбилея нашего Дома. За истекшие пять лет музейное собрание ДРЗ значительно увеличилось. Расширился и пополнился персональный и экспозиционный состав музейного собрания и американской коллекции, часть которой была представлена в Рязанском художественном музее.
Знаменательно, что выставка проводится в Рязани — городе, связанном с жизнью и деятельностью А.И.Солженицына, чье имя носит наш Дом. Не случайно центральное место в экспозиции занимает портрет А.И.Солженицына работы Е.Е.Климова. И не случайно этот портрет был напечатан на афише, предваряющей мероприятие и привлекающей внимание жителей города.
Следует оговориться, что в рамках одной выставки охватить огромную и сложную проблему — феномен русской эмиграции, а именно художественной эмиграции, практически невозможно. Поэтому организаторы поставили своей задачей представить хоть и не исчерпывающую полноту имен американских художников российского происхождения из музейного собрания ДРЗ, но показать разнообразие их многогранного творчества.
Представленные 70 произведений художников русской диаспоры в США — это знаменитые геометрические абстракции И.Болотовского, городские зарисовки С.Голлербаха, супрематические композиции братьев Лазухиных, «гротески» И.Гарикова, портретная работа Е.Климова, живопись и графика В.Гашуровой, Ю.Бобрицкого, А.Гороховца, В.Иляхинского, В.Шаталова, И.Буркина, А.Ярона, А.Крамаровой и А.Ворониной и других — позволяют увидеть, насколько многообразна была художественная жизнь «русской Америки» и одновременно знакомят с живописным собранием и музейной концепцией Дома русского зарубежья.
Их авторы — главным образом, эмигранты второй волны, эмигранты послевоенной эпохи, о которых в нынешней России известно гораздо меньше, чем о тех, кто покинул Россию сразу после революции, спасаясь от «красного террора» и идеологического диктата новой власти.
Нужно отметить, что русская эмиграция после Второй мировой войны лишь недавно стала предметом специального исторического и искусствоведческого исследования. С бесповоротной неизбежностью «детям страшных лет России» пришлось пережить военную и послевоенную драму — плен, оккупацию, принудительные работы, нацистские лагеря, а после войны чудом избежать насильственной репатриации и лагерей советских. В 1940–1950-е годы за границей оказались, главным образом, люди «без места», без гражданства, «перемещенные лица», так называемые «Ди-Пи» (displaced persons). Почти все художники, чьи работы представлены на выставке, тоже из «дипийцев».
При этом каждый из «дипийцев» свершил свое «путешествие Данте», нес собственный «довлатовский чемодан» воспоминаний, столкнулся с проблемой собственной идентификации в чужой стране, открыл свой собственный «мир номер ноль». После Второй мировой войны в Соединенных Штатах окрепло и получило дальнейшее развитие историческое явление «Русская Америка», возникшее после Гражданской войны в России и значительно обогащенное представителями «второй волны» эмиграции.
Все картины, представленные на выставке, очень различаются по стилю, технике исполнения и содержанию, показаны практически все художественные направления — от академизма до супрематизма. Во всех вошедших в экспозицию работах есть несомненное общее свойство — они глубоко укоренены в русской культуре.
У Голлербаха сквозь тончайший терпкий блюз нью-йоркских улиц проступает тема «униженных и оскорбленных», «бедных людей» Достоевского, у Шаталова — скорбный и смятенный Гоголь, вопрошающий без надежды услышать ответ. У Вероники Гашуровой — кроткое детство рождественских открыток и увиденные очарованным взглядом купола храмов. Экспрессивные Болотовский, Иляхинский и братья Лазухины все в энергетических спиралях, ломаных линиях и гранях «великого русского авангарда». В прозрачно-призрачных пейзажах Бобрицкого, Гороховца и сестер Ворониной и Крамаровой проступает образ безвозвратно утраченного дома. Наивным светом лучатся рисунки известного поэта и писателя русского зарубежья Ивана Буркина. Традиции русской иконописи продолжает живописец и дизайнер Александр Ярон. Во всех картинах «русских американцев» сочетаются ирония и драматизм, гротеск и одухотворенность, примитивизм и виртуозность графического почерка, все они пронизаны «новым светом» художественного мастерства и таланта.
В «плавильном котле» Америки родилось качественно новое русское искусство, вобравшее в себя лучшее из традиций обеих культур. Нам еще долго предстоит осмысливать трудные судьбы его творцов, их самобытный язык и многогранный образ мира, но уже сейчас совершенно очевидно, что без вдумчивого и доброжелательного знакомства с ними нам не понять ни своей культуры, ни самих себя.
Хотелось бы поблагодарить коллег-музейщиков Рязанского художественного музея за оказанный теплый прием и высокий профессиональный подход к работе. Прежде всего, директора музея Марину Александровну Котову, заместителя директора и главного хранителя музея Светлану Николаевну Есенину, заведующую экспозиционно-выставочным отделом Галину Иннокентьевну Торопову.
Особую признательность и искреннее уважение хотелось бы адресовать присутствовавшей на открытии выставки в Рязани очаровательной Веронике Дмитриевне Гашуровой, замечательному русскому художнику из Америки.
На открытии выставки выступили представители Дома русского зарубежья — заместитель директора по архивно-музейной работе И.Е.Розанова, старший научный сотрудник Е.О.Горшкова, которая зачитала обращение С.Л.Голлербаха к устроителям мероприятия, художник Е.В.Абаренкова. С рязанской стороны выступили: директор музея М.А.Котова, первый заместитель министра культуры Рязанской области М.В.Горожанова, директор областной научной библиотеки им. Горького Н.Н.Гришина, заслуженный художник РФ, президент фонда «Творческое достояние», занимающегося сохранением наследия художников, скульптор Р.А.Лысенина, заместитель директора музея С.А.Есенина в Константиново К.П.Воронцов. Вела открытие выставки ее организатор и экспозиционер, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея искусствовед Г.И.Торопова.
Отдельное спасибо авторитетнейшему Константину Петровичу Воронцову за проведение замечательной экскурсии по музею в Константиново — родине Сергея Есенина. Особая благодарность создателю художественной галереи «Боровница» Владимиру Александровичу Мазаеву за создание мемориальной выставки, посвященной пребыванию А.И.Солженицына на рязанской земле — в Солотче.
Выставка продлится в Рязанском художественном музее до 5 мая 2015 года.
СМИ:
Портал VEZDEKULTURA / 6.03.2015 «Возвращение домой. Рязанцы могут оценить уникальные работы русско-американских художников»
Сайт Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина / 5.03.2015 «Выставка «Новый Свет. Творчество американских художников российского происхождения XX века»
Информационное агентство МедиаРязань / 5.03.2015 «В Рязани открылась выставка американских художников российского происхождения»
Рязанский Городской Сайт «Rzn.info» / 5.03.2015 «Русские по духу. В Рязани открылась выставка американских художников российского происхождения»
|