Международная научная конференция «Образ, наследие и традиции преподобного Сергия Радонежского в культуре русского зарубежья», посвященная 700-летию святого
27–28 октября 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошла международная научная конференция «Образ, наследие и традиции преподобного Сергия Радонежского в культуре русского зарубежья», посвященная 700-летию святого.
Прославленный в лике святых преподобный Сергий Радонежский, ставший своеобразным символом национального единения и нравственного подъема русских людей в тяжелейшие периоды отечественной истории, не мог не оказаться значимой фигурой и для русских эмигрантов первой волны. В отрыве от родной земли и в условиях разлада внутри самой эмиграции завет преподобного Сергия «Единением и любовью спасемся» приобретал для русского рассеяния особенный смысл, а его образ и житие отразились в работах выдающихся мыслителей, писателей, художников, религиозных деятелей русского изгнанничества. Влиянию личности и духовного наследия преподобного Сергия на богословие, философскую мысль, литературу, религиозную и общественную жизнь зарубежной России посвящена конференция «Образ, наследие и традиции преподобного Сергия Радонежского в культуре русского зарубежья», организованная отделом культуры российского зарубежья ДРЗ — ведущим научным сотрудником, доктором философских наук Олегом Тимофеевичем Ермишиным и старшим научным сотрудником отдела, кандидатом философских наук Натальей Владимировной Ликвинцевой.
Среди основных тем, заявленных организаторами конференции в ее программе, — богословская и религиозно-философская мысль русской эмиграции, во многом ставшая продолжением заветов преподобного Сергия, история создания, богословские традиции и персоналии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, образ преподобного Сергия в иконописи, изобразительном искусстве и художественной литературе русского зарубежья. Участники конференции — ученые, богословы, представители религиозных конфессий из России, Франции, Великобритании, Венгрии, в числе которых профессор Свято-Сергиевского православного института в Париже, протоиерей Николай Озолин (Франция), члены Содружества св. Албания и прп. Сергия архимандрит Кирилл Дженнер, архимандрит Ефрем Лэш, протоиерей Стивен Платт, протопресвитер Ян Грэм, пастор Крис Мур (Великобритания).
Открывая конференцию от имени руководства Дома русского зарубежья, заместитель директора ДРЗ по научной работе Наталья Федоровна Гриценко говорила о судьбоносной роли преподобного Сергия Радонежского в истории российского государства, о значении его деятельности в историческом становлении России. Слово Сергия в 1380 году, отметила Наталья Федоровна, было очень весомым, и для современников он был «подлинным светильником» веры и высочайшей духовности. В период угнетенной и разобщенной Руси, завершила свое выступление Н.Ф.Гриценко, вера в Бога, вера в силу нравственности, которую проповедовал преподобный Сергий, была не менее значима, чем вера в мечи и кольчуги.
Протоиерей Николай Озолин, выступивший на открытии конференции от имени приглашенных гостей, рассказал об истории создания православного института в Париже, названного в честь преподобного Сергия Радонежского. В следующем году, напомнил отец Николай, Свято-Сергиевскому подворью исполнится 90 лет, среди его преподавателей были выдающиеся мыслители русского зарубежья, богословы, философы, филологи, историки, искусствоведы. Между институтом и Домом русского зарубежья, поделился своими впечатлениями отец Николай, существует очевидная связь — портреты преподавателей Свято-Сергиевского подворья и отреставрированные росписи медонского храма на стенах ДРЗ глубоко символичны для каждого, кто знаком с историей русской эмиграции, с историей русской религиозно-философской мысли. От имени профессуры института отец Николай Озолин поблагодарил инициаторов конференции за приглашение и пожелал успеха участникам в ее работе.
Научную часть конференции открыли «фундаментальные», по определению О.Т.Ермишина, доклады Александра Ивановича Кырлежева (Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, Москва) и Петра Борисовича Михайлова (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва): «Русское зарубежье XX века: повороты богословской мысли» и «Этос православного богословия в традициях русского церковного зарубежья». А.И.Кырлежев выделил следующие основные «повороты» богословской мысли русского зарубежья: неопатристический синтез, персонализм, евхаристически-литургическое богословие. П.Б.Михайлов попытался продумать «единое основание» богатства и разнообразия богословия русского зарубежья, его «богословский этос» (по выражению Р.Уильямса), и нашел его в стремлении к единству всех распавшихся сторон жизни, к объединению их в лоне церкви, к единству веры и жизни. Продолжилось утреннее заседание докладами Валерия Владимировича Лепахина (Сегедский университет, Венгрия) «Образ преподобного Сергия Радонежского в творчестве Г.Федотова и Б.Зайцева», Сергея Анатольевича Нижникова (РУДН, Москва) «Противиться ли злу силой? О заветах преподобного Сергия Радонежского», Сергея Михайловича Половинкина (РГГУ, Москва) «Протоиерей Сергей Булгаков о самодержавии».
Дневное заседание конференции составили искусствоведческие доклады протоиерея Николая Озолина «Д.С.Стеллецкий и его роспись в институтском храме преподобного Сергия Радонежского в Париже», Ирины Константиновны Языковой (ББИ, Москва) «Парижская школа. Иконография святых и радикальное переосмысление традиций», Натальи Павловны Белевцевой (ДРЗ, Москва) «Образ преподобного Сергия в творчестве сестры Иоанны (Рейтлингер)».
28 октября работа конференции продолжилась докладами, посвященными проблемам агиографии: Алексея Павловича Козырева (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва) «Литературная биография святого: прп. Сергий у Б.К.Зайцева и св. Франциск у Г.К.Честертона», Александра Николаевича Ужанкова (Литературный институт им. А.М.Горького, Москва) «Концепция святости в религиозной мысли русского зарубежья», Лидии Владимировны Крошеиной (РГГУ, СФИ, Тверь) «Агиография русского зарубежья: Г.П.Федотов и мать Мария (Скобцова)», а также докладами Людмилы Юрьевны Сурововой (ИМЛИ РАН, Москва) «Значение Троице-Сергиевой лавры в судьбе и творчестве Ивана Шмелева», Ксении Борисовны Ермишиной (ДРЗ, Москва) «Богословие и аскетический опыт в работах архимандрита Софрония (Сахарова)» и Владимира Николаевича Белова (Саратовский университет им. Н.Г.Чернышевского, Саратов) «Благодатные заветы прп. Сергия: учение о Троице прот. Сергия Булгакова».
Завершила конференцию серия докладов гостей из Великобритании, представителей Содружества св. Албания и прп. Сергия, подробно рассказавших об истории содружества и его церковной деятельности.
Конференция, осветившая разные аспекты культуры, религиозной мысли и церковной жизни русского зарубежья, оказалась очень насыщенной и интересной.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.