Презентация книги М.А.Мендельсон-Прокофьевой «О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938–1967)»
16 октября 2014 года в Малом зале Дома русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась презентация книги М.А.Мендельсон-Прокофьевой «О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938–1967)» (М.: «Композитор», 2012).
Публикация мемуаров второй жены С.С.Прокофьева, поэтессы Миры Александровны Мендельсон-Прокофьевой (1915–1968) уже достаточно хорошо известна историкам культуры и музыковедам (по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» издание признано «Книгой года — 2013»). Одними из первых читателей изданных «Воспоминаний» стали Н.Д.Солженицына, Г.Н.Рождественский и В.В.Постникова, высоко оценившие книгу. Однако, востребованная и так долго ожидаемая специалистами книга (об издании было заявлено более четырех лет назад) не была представлена широкой публике издателем — Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Не пытаясь разгадать причины «замалчивания» такого события, как выход книги, в Доме русского зарубежья собрались те, кому интересны неизвестные страницы истории отечественной культуры, почитатели музыки С.С.Прокофьева.
Мероприятие, подразумевающее определенную официальность, получилось живым и непротокольным, так как презентация плавно трансформировалась в музыкальный вечер, темой которого стали жизнь и творчество великого русского композитора Сергея Прокофьева — «Солнечного Богача», по определению поэта Константина Бальмонта.
Ученый секретарь ДРЗ Мария Анатольевна Васильева открыла вечер, представив собравшимся Елену Владимировну Кривцову, ведущего сотрудника отдела культуры российского зарубежья Научно-исследовательского центра ДРЗ, автора-составителя презентуемой книги. Елена Владимировна рассказала о трудной судьбе публикуемых воспоминаний, о сложностях подготовки материала к изданию и поблагодарила всех, кто помогал ей в работе. Слова особой благодарности прозвучали в адрес сына композитора Святослава Сергеевича Прокофьева (1924–2010), давшего согласие на публикацию воспоминаний и дневников Миры Мендельсон, но так и не увидевшего книгу...
По мнению Е.Кривцовой, время для презентации выбрано не случайно: октябрь — особый месяц для Прокофьева. 8 октября его именины, в конце октября 1942 года им закончено одно из великих сочинений в мировой фортепианной литературе — Седьмая соната для фортепиано, ор. 83. Прозвучавшие 2-я и 3-я части сонаты в исполнении лауреата всероссийских и международных конкурсов, молодого талантливого пианиста Александра Губарькова (РАМ им. Гнесиных, класс проф. С.Е.Сенкова) были приняты публикой с большим воодушевлением. Слова Сергея Прокофьева, записанные в дневнике Мирой Мендельсон: «…финал будет иметь успех», оказались пророческими.
Доктор искусствоведения, музыковед Марина Павловна Рахманова напомнила историю публикаций фрагментов воспоминаний, обратив внимание на источниковедческую сторону издания, создающего информационный баланс в освещении биографии Сергея Прокофьева.
Выступление рецензента издания — доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Екатерины Сергеевны Власовой было эмоциональным и ярким: краткий, но глубокий анализ издания поднял ряд проблем и вопросов в изучении творчества композитора.
Понемногу живой обмен мнениями и репликами среди присутствующих создал обстановку раскрепощенной дискуссии, что неудивительно. Музыка Сергея Прокофьева актуальна и востребована как никогда прежде — в ней и современность, и надежда на будущее России.
Органичным продолжением вечера стало воспроизведение записи двух романсов на стихи Миры Мендельсон («Забуду или нет...», «Слов ронять не надо…») на фоне видеоряда из фотографий Миры Александровны и Сергея Сергеевича Прокофьевых. Слушателей покорили проникновенность музыки и мастерство интерпретации поэтического слова (вокал — Татьяна Федотова). Автор музыки, московский композитор Нина Грязнова, которая, кстати, много лет является хранителем фонда С.С.Прокофьева в Музее музыкальной культуры имени Глинки, поделилась историей замысла и создания вокальных миниатюр.
В заключение прозвучал фрагмент Шестой симфонии Прокофьева в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е.А.Мравинского. Гениальная музыка на фоне уникальных иллюстраций из фондов РГАЛИ, ВМОМК им. М.И.Глинки и ДРЗ стала своеобразной кульминацией вечера. «Апокалипсис» финала Шестой симфонии сопровождал появление на экране завершающей фотографии: руины «Аэропорта имени Сергея Прокофьева». Донецк, лето 2014-го...
Елена Кривцова
|