«Жизнь, рассказывающая о музыке…» Концерт из произведений композитора русского музыкального зарубежья Евгения Гунста
10 сентября 2014 года во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М.И.Глинки состоялся концерт, приуроченный к открытию выставки «Находка, рассказывающая о жизни — композитор Евгений Гунст».
В 2014 году Швейцария и Россия отмечают 200-летие установления дипломатических отношений. В юбилейный год один из 26 кантонов Швейцарии — Базель-Штадт — проводит в Москве фестиваль «Basel meets Mosсow» («Базель встречается с Москвой»). В программе мероприятий — презентация выставки, посвященной композитору Евгению Оттовичу Гунсту (1877–1950),и концерт из его сочинений. Архив композитора, обнаруженный недавно (в 2010 году) в подвале Базельского университета, в 1951 году был передан вдовой музыканта Варварой Михайловной Гунст ректору Института музыковедения при университете Жаку Гандшину. Со временем документальные следы поступления коллекции затерялись и архив Гунста был забыт в университетском хранилище на долгие годы. В 2011 году на материале архивной находки был реализован выставочный проект, представленный теперь швейцарскими музыковедами в Москве. Руководители проекта Маттиас Шмидт и Лейла Зикграф возглавили группу студентов базельского Института музыковедения, которые подготовили выставку для демонстрации в России. В координации этого мероприятия принимали участие сотрудники Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.
Вопреки мнению базельских музыковедов имя Евгения Гунста вовсе не забыто в России. Известный юрист, представитель московского клана обрусевших немцев, сын известного московского архитектора Отто Гунста, Евгений Оттович в жизни музыкальной Москвы начала ХХ века играл заметную роль как композитор, пианист, музыкальный критик, общественный деятель и сподвижник А.Н.Скрябина. Монография Е.Гунста «Скрябин и его творчество» до сих пор является одним из основных трудов в библиографии гениального композитора. В 1920 году Гунст эмигрировал во Францию и стал ведущей фигурой русского музыкального зарубежья в Париже. Он принимал активное участие в создании Русской консерватории в Париже (Conservatoire Normal Russe à Paris), с 1931 года был ее директором, выступал как пианист, продолжал писать музыку, включая сочинения в легком развлекательном жанре (композитор подписывал эти пьески псевдонимом — Е.Фавор). Творчество русских композиторов, в том числе и Гунста, в эмиграции музыкальный критик Леонид Сабанеев оценил как «проявление подлинно художественного героизма, вне всяких оценок их творчества по существу».
На открытии выставки, после официальных приветствий и речей (среди выступавших посол Швейцарии в Российской Федерации Пьер Хельг и Сабине Хорфат, директор отдела внешних связей и маркетинга кантона Базель-Штадт), в Прокофьевском зале музея зазвучала музыка. Исполнение сочинений Е.О.Гунста ожидалось с большим интересом, так как его творческое наследие является музыкальным контекстом, способным дополнить картину эпохи московского музыкального модерна (выдающимися представителями которого были С.И.Танеев, А.С.Аренский, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер. А.А. и Г.А.Крейны, Л.Л.Сабанеев, П.И. и Б.П.Юргенсоны), и тем самым пополнить наше представление об истории русской музыки конца XIX – начала XX века.
В программе концерта прозвучали ранние сочинения, написанные в московский период творчества Гунста, например, Гейдельбергские эскизы для фортепиано (соч. 6, 1913), и произведения, созданные в эмиграции, то есть практически неизвестные российской публике. Исполнители из Швейцарии — Сюзанна Ланг (фортепиано), Жан-Жак Дюнке (фортепиано), а также отечественные вокалисты Екатерина Кичигина (сопрано) и Андрей Капланов (баритон) бережно и с любовью интерпретировали музыку Гунста, создав некую «презумпцию музыкального дарования» неравнозначному творческому наследию композитора, юриста по образованию. Так прозвучавший опус № 1 — романс «На холмах Грузии…» Гунста на стихи Пушкина никак не может соперничать с широко известным одноименным романсом А.Н.Римского-Корсакова. Романс «Оставь меня!» (1901) грешит некоторым отсутствием музыкального вкуса, излишней аффектацией, клишированными вокальными приемами (из-за неразборчивости слов при исполнении этого романса автор текста так и остался для слушателей неизвестным — к сожалению, организаторы концерта в программе его не указали). Весьма интересно было прослушать Сонату № 2 до диез минор для фортепиано (соч. 10, 1913, сочинение посвящено А.Н.Скрябину, о чем опять же не было упомянуто). В этом произведении автору удалось приятно удивить слушателя интересными музыкальными находками. Широкая кантилена, фантазийность тематизма, яркость звучания, плотная фортепианная фактура сонаты искупали вторичность музыкальных идей и просчеты формы (ее «рыхлость»), что в результате привело к некой «многофинальности» сочинения. Открытием стало исполнение музыки Е.Гунста к драме Л.Андреева «Реквием» в исполнении фортепианного дуэта (С.Ланг и Ж.-Ж.Дюнке). Прозвучавший мечтательный Вальс (соч. 15) к «Реквиему» вызвал музыкальные ассоциации и с Ребиковым, и с Аренским, а также явно отсылал к широко известному «Грустному вальсу» Сибелиуса из «Куолемы». Опусы Гунста зарубежного периода «Два стихотворения Федора Сологуба» (соч. 32, 1938 (?), № 1 — не единожды использованное в русской музыке стихотворение «Все хочет петь и славить Бога», № 2 — «Весна» («Ты ко мне приходила не раз…»)) и два вокальных цикла на слова Федора Тютчева для голоса и фортепиано (соч. 33, 1939 (?) и соч. 35, 1940) продемонстрировали вполне ожидаемую стилистическую манеру под девизом «Я песни прежние пою…» Как пример, обращение композитора к строкам «Не остывшая от зною…» Тютчева в память о романсе на тот же текст С.И.Танеева — наставника и друга Е.О.Гунста. Поздняя вокальная лирика композитора по прежнему близка к мелодекламациям начала ХХ века. Так же насыщена фортепианная партия, а гармонии и мелодика лишены диссонансов и неожиданностей в модуляциях и тональных последованиях. Воистину, направление в искусстве умирает только с исчезновением последнего из его представителей. Поздние романсы Гунста — одно из доказательств того, что музыкальный Серебряный век существовал в эмиграции параллельно другим музыкальным течениям вплоть до 1950-х (смерти Метнера, Глиэра, Гречанинова, Гунста и других русских композиторов).
Несмотря на естественные шероховатости исполнения, вызванные волнением концертантов по поводу ответственного представления неизвестной музыки, впечатления от концерта у слушателей остались самые приятные. Конечно, трудно предположить, что в дальнейшем сочинения композитора смогут заполнить программу целого вечера. Однако как пример «наивного модерна» конца XIX – начала ХХ века некоторые произведения Евгения Гунста заслуживают быть включенными в репертуар и звучать в одном концерте наряду с произведениями его более одаренных и талантливых современников.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.