Выставка «На переломе... Россия в Великой войне, 1914–1918 гг.» в Манеже
1 августа 2014 года в Музейно-выставочном объединении «Манеж» (Москва, Манежная пл., 1) состоялось торжественное открытие выставки «На переломе... Россия в Великой войне, 1914–1918 гг.», посвященной 100-летию начала Первой мировой войны, в которой принял участие Дом русского зарубежья им. А.Солженицына.
Организаторами мероприятия выступили Департамент культуры города Москвы и Музейно-выставочное объединение «Манеж».
Открыл выставку председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председатель Российского исторического общества С.Е.Нарышкин, который был назначен председателем национального Оргкомитета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны.
В своей речи С.Е.Нарышкин напомнил собравшимся, что ровно 100 лет назад Германия объявила войну России. Эту войну потом назовут Первой мировой, которая стала «настоящим историческим разломом, унесла миллионы и миллионы жертв, перекроив политическую карту Европы и мира». Нарышкин отметил, что Россия не хотела этой войны, предпринимала попытки, чтобы ее предотвратить, но вступив в боевые действия, «русские солдаты и офицеры проявили настоящий героизм, самопожертвование и внесли огромный вклад в победу союзников, к сожалению, сама Россия до этой победы дойти не смогла».
По словам С.Е.Нарышкина, в течение десятилетий эта война была «забытой войной» — «эта политическая установка была глубочайшей ошибкой, принесшей, в том числе, и нравственные потери всему обществу». Ошибки необходимо исправлять — и теперь 1 августа в России стало памятной датой начала Первой мировой войны.
В церемонии открытия выставки приняли участие министр культуры Российской Федерации В.Р.Мединский, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города С.А.Капков, директор РГАСПИ А.К.Сорокин.
Первая мировая война сопровождалась историческим переломом общества, переосмыслением русской национальной миссии. Отношение к войне было неоднозначным с самого начала. С одной стороны, было чествование в газетах и с парламентских трибун; о войне говорили, называя ее «великой европейской войной», «великой освободительной войной», «второй отечественной», и так далее. С другой стороны, в советской историографии название войны долго писалась с маленькой буквы — первая мировая. Пожалуй, лишь в начале 90-х годов прошлого века этим страшным событиям, заново перекроившую карту мира ценой миллионов человеческих жизней, наконец, присвоили заглавную титульную букву. Примечательно, что для представителей русской эмиграции война эта всегда обозначалась не иначе как «Великая Война».
События тех лет — это практически поголовная смерть блистательной гвардии и лучшего офицерского корпуса России, это ужас Мазурских болот, это газовые атаки, это безудержное развитие новинок вооружения, техники и связи. Это и Брусиловский прорыв, вошедший в качестве примера во все хрестоматии по военному делу. Это и известные герои — кавалеры всех мыслимых орденов и именного оружия, и безымянные солдаты, офицеры, врачи и медсестры, которые были готовы стоять до последнего. Была и неразбериха, хаос, голод, тиф, все растущее революционное движение… В жертву войне человечество принесло четыре с лишним года неслыханных бед и страданий, десять миллионов убитых и двадцать миллионов искалеченных.
Эта жалость — ее заглушает пожар.
Гром орудий и топот коней,
Грусть — ее застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей…
— писал великий поэт Александр Блок «в августе четырнадцатого». В черновом наброске этого стихотворения есть и такая провидческая строчка, не попавшая в окончательный текст: «Разве это последняя в мире война?» Пресловутое «Красное колесо», прокатившись по Европе, собрало еще многие жертвы с полей истории ХХ века. К сожалению, бег этого колеса продолжается и в XXI веке: снова на дворе «август четырнадцатого» и снова огонь на земле славян…
Предметы из своих фондов представили на выставке более 25 российских музеев. Дом русского зарубежья впервые принял участие в выставке подобного масштаба.
В «Манеж» были переданы: мужской знак отличия Красного Креста (Российская империя. Начало XX в. Бронза золоченая, эмаль), офицерский компас (1900–1910-е гг. Бронза золоченая, стекло), индивидуальный перевязочный пакет (Российская империя. 1910-е гг.). Эти предметы принадлежали А.А.Солонскому, выпускнику Военно-медицинской академии, участнику Русско-японской и Первой мировой войн.
Из музейного собрания ДРЗ на экспозиции были также представлены жетон «В память великой войны 1914–1915» (Российская империя. 1915 г. Бронза золоченая) и кавалерийские шпоры (1910-е гг. Металл, кожа). Они принадлежали П.И.Бабаеву, выпускнику Михайловского артиллерийского училища (1915), подъесаулу 1-го Кавказского казачьего полка, участнику Белого движения.
Из музейного и архивных собраний ДРЗ на выставку были переданы листы из альбома В.В.Звегинцова «Формы русской Армии. 1914 г. Описание, рисунки, схемы» (Париж, 1959. Ф. 34. Прил. № 1), фотографии И.И.Сикорского периода 1914-1915 гг. из коллекции Н.А. Струве (Ф. 12), фотографии Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка из коллекции Плаутиных (Ф. 56), фотографии из коллекции Г.А.Барковского (Ф. 155), фотографии из семейного архива К.Д.Арцыбушева, различные документы 1914–1918 годов из фонда Н.В.Кураксина (Ф. 83).
Центральная линия экспозиции в «Манеже» — это пронзительные стихи русских поэтов о Первой мировой войне, ставшие частью оформления выставки. С лубочных патриотичных картинок, также представленных на выставке, отовсюду торчит пика чубатого Кузьмы Крючкова с нанизанной на нее дюжиной рыжих прусаков. Особую часть выставки составляют военно-агитационные плакаты 1914–1918 годов. Изучая их, современный человек может представить, как смещаются акценты, как трансформируются образы, как меняются цели и приоритеты.
Наиболее зрелищными музейными экспонатами, несомненно, являются два подлинных самолета времен войны: английский «Sopwith» и немецкий «Fokker».
В состав экспозиции вошли важнейшие архивные документы из Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного военно-исторического архива и Государственного архива кинофотодокументов: письма, дневники, карты, фотоснимки, а так же кинохроника.
Московские литературные и исторические музеи, музеи Министерства обороны РФ (Центральный музей Вооруженных сил РФ, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи) и другие музеи представили на выставке образцы вооружения, обмундирования и вещевого довольствия армии, предметы быта гражданского населения тыла.
Выставку «На переломе... Россия в Великой войне, 1914–1918 гг.» можно расценить не только как большое историческое повествование, но и как своего рода мемориальную инсталляцию, призванную передать чувство скорби о человеческих жертвах первого глобального конфликта XX столетия.
«Уверен, что посетители выставки смогут почувствовать пульс той эпохи, лучше понять чувства военного поколения и, конечно, еще раз обратиться к урокам Первой мировой войны, которые очень важны и актуальны сегодня, в наше сложное время», — сказал С.Е.Нарышкин.
Фоторепортаж с открытия выставки
Розанова Инна Евгеньевна
|