VIII Московская международная конференция «Благотворительность, милосердие и меценатство в современном обществе» к 160-летию со дня смерти доктора Федора Петровича Гааза
1 ноября 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына по инициативе Общественного благотворительного фонда им. доктора Ф.П.Гааза состоялась VIII Московская международная конференция «Благотворительность, милосердие и меценатство в современном обществе» к 160-летию со дня смерти доктора Федора Петровича Гааза.
Побывав на конференции и с удовольствием послушав выступающих, автор этих строк в очередной раз поймала себя на мысли о том, сколь скудно наше знание родной истории, сколь несовершенно и далеко от истинного наше понимание происходящего совсем недавно — каких-нибудь 100–150 лет тому назад! И самое главное: как замечательно, что в наше немилосердное время не исчезают как вид люди добрые, сердечные и деятельные ради добра!
Откровением для меня, прежде всего, стала личность доктора Гааза, которого полтора века назад знали абсолютно все москвичи и называли не иначе как «святым доктором». Были, конечно, у этого честного и сострадательного человека свои гонители, завистники и кляузники, — а как без них прожить на Руси хорошему человеку?..
Федор Петрович, а точнее Фридрих-Иосиф, Гааз родился в 1780 году в прусском Бад-Мюнстерайфеле. Будучи внуком врача и сыном фармацевта, молодой Гааз пошел по стопам своих предков и стал широко образованным для своего времени доктором: в Йенском и Геттингенском университетах он увлеченно изучал германистику, философию, химию и медицину. В 1806 году по приглашению одного из русских вельмож он приехал в Россию.
Успешная врачебная практика, представительные внешние данные, отменный вкус и образцовые манеры сделали свое дело — Гааз очень быстро стал популярен в светских кругах Москвы. Как следствие, неуклонно росло и материальное благополучие немецкого доктора — теперь уже Федора Петровича Гааза: на Кузнецком мосту он выстроил добротный двухэтажный особняк, завел тройку лошадей и купил суконную фабрику. Не забывал обеспеченный доктор и о высоких материях, успевая между светскими раутами и помощью больным вести утонченную переписку с лучшими мыслителями своего времени.
В годы Отечественной войны с Наполеоном в качестве полкового хирурга Гааз прошел с русской армией от Москвы до Парижа, и это был единственный раз, за исключением кратковременной поездки на родину, когда Федор Петрович покидал Россию.
По приглашению вдовствующей императрицы Марии Федоровны Ф.П.Гааз был главным врачом Павловской больницы, а потом и главным врачом Москвы. Несколько раз прогрессивный и любознательный доктор ездил на северный Кавказ изучать минеральные воды, заложив основы курортологии в России. Организация первой больницы для бесприютных, для которой Гааз лично подбирал персонал, стала его первым благотворительным порывом, после чего его пригласили стать тюремным попечителем и главным тюремным врачом.
Столкнувшись с реалиями российского «института исполнения наказаний», гуманный и добропорядочный доктор Гааз был потрясен до глубины своей чистой христианской души. С этого момента он перестанет жить для себя, отдав все оставшиеся силы и средства для облегчения участи тех, чьим попечителем его назначила сама судьба. «Святым доктором» назовут его люди, идущие на каторгу и в ссылку, чьим порой единственным заступником «окромя самого господа Бога» он был...
Чего же удалось добиться «юродивому», раздражающему особо законопослушных исполнителей, гуманисту? Прежде всего, отмены железного прута, к которому приковывали по двенадцать ссыльных, следовавших по этапу в Сибирь; облегчения веса, а то и полной отмены для слабосильных, железных кандалов. На свои средства Федор Петрович организовал кузнецы для перековки кандалов и снабжения их кожаными ремнями — чтобы не натирали ног заключенных. Гааз добился перестройки тюремного замка — Бутырской тюрьмы, утопающей в зловонии и антисанитарии, открыл тюремную больницу и школу для детей арестантов. Бедных и больных пациентов Федор Петрович — «святой доктор»! — принимал бесплатно, снабжая лекарствами и оказывая посильную помощь.
Неудивительно, что в скором времени все состояние Гааза ушло на добрые дела, которым не было числа. Под конец жизни Федор Петрович занимал две комнаты в казенном помещении и жил на казенное довольствие, продолжая принимать страждущих и больных. Рассказывали, что каждый день пешком он провожал заключенных до деревни Горенки (от слова «горе») под Балашихой, куда разрешали родственникам провожать осужденных на каторгу. Каждого Федор Петрович обнимал, целовал и давал кому конфетку, кому — апельсин, кому — носовой платочек. «Что же ты им конфеты суешь! — бывало, кричали из толпы. — Лучше хлеба дай!» На что доктор отвечал, что хлеб им и в Сибири отломят, а вот конфеты и апельсины они больше не увидят никогда...
Очевидцы вспоминали, что Гааз мог внезапно рухнуть перед государем на колени и просить неистово о судьбе какого-нибудь нищего, или вдруг заплакать перед вельможей, прося заступничества за неизвестного никому бедного больного. Все эти «чудачества» крепко раздражали многих высокопоставленных «чинов», однако Гааз делал и делал свое богоугодное дело...
Хоронила «святого доктора» вся Москва, и гроб с его телом на руках донесли до немецкого (Введенского) кладбища... Рассказавшая о судьбе доктора в докладе «Излучающий свет» Софья Андреевна Савелова — директор некоммерческой организации «Союз молодежных инициатив "Мир — детям"» — добавила, что на могиле Федора Петровича и сегодня не переводятся свежие цветы...
«Спешите делать добро!» — говорил доктор Гааз. Эти слова стали девизом и благотворительного фонда, носящего его имя, и нынешней конференции. Кто такой волонтер и как сегодняшнее законодательство определяет его роль в благотворительной деятельности, откуда корни российской благотворительности и что такое благотворительность сегодня, в чем заключается социальная миссия московского предпринимательства и как проявляет себя меценатство в России современной — вот краткий перечень тем и проблем, обсуждаемых участниками конференции.
Открыл работу конференции начальник Управления культурной и молодежной политики по ЦАО Департамента культуры города Москвы Р.Р.Крылов-Иодко. Доклад «Социальная защита населения в Москве» представила заведующая сектором координации гуманитарной и благотворительной деятельности Департамента социальной защиты населения г.Москвы О.В.Климанова. Организаторами конференции выступили Общественный благотворительный фонд им. доктора Ф.П.Гааза при поддержке Управления культурной и молодежной политики по ЦАО Департамента культуры города Москвы, филиал Московского дома общественных организаций в ЦАО, НП «Сотворчество», Культурный центр благотворительности, милосердия и толерантности им. Ф.П.Гааза (библиотека №134), Московская торгово-промышленная палата, Союз добровольцев России.
...«В российском народе есть блистательное милосердие», — говорил доктор Гааз. И его, слава Богу, не истребить, — добавим мы от себя, слушая людей, рассказывающих о помощи повидавшим лиха жителям Хабаровского края. Спасибо вам всем, кто находит в себе силы делать добро другим!
P.S. Римско-католическая церковь начала процесс беатификации (первой ступени к канонизации) доктора Фридриха-Иосифа Гааза.
Ирина Тишина
|