Открытие фотодокументальной выставки «Оржер — “Замок русских”. Изгнанники России во французском городе Рив»
30 октября 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие фотодокументальной выставки «Оржер — "Замок русских". Изгнанники России во французском городе Рив».
Долг свидетельствования — пожалуй, самое важное обязательство ныне здравствующих потомков русских эмигрантов «первой волны», поскольку их память — порой единственный источник правды о трагедии русского Исхода. Представители знаменитых русских фамилий, к коим относится и автор идеи выставки граф Андрей Андреевич Мусин-Пушкин, особым образом чувствуют свою сопричастность к судьбе Отечества, сохраняя и передавая по наследству бесценные свидетельства дедов и отцов о русской жизни в изгнании.
Год назад, принимая участие в праздновании двухсотлетия Отечественной войны 1812 года, Андрей Андреевич рассказал директору Дома русского зарубежья В.А.Москвину о русской колонии французского городка Рива, центром сосредоточения которой почти полвека был живописный замок Оржер. «Мне обидно, — признавался тогда Андрей Андреевич, — что о русском Риве и знаменитом Оржере — "Замке русских" — все забыли, причем не только в Москве, но и в Париже!..» Действительно, многим из нас название этого небольшого промышленного городка на юго-востоке Франции ни о чем не говорило, однако свидетельства графа убедили руководство ДРЗ: выставке о жизни русской эмиграции в Риве — быть!..
В течение года куратором проекта — заместителем директора ДРЗ по вопросам культурно-исторического наследия И.В.Домниным и самим инициатором выставки — графом А.А.Мусиным-Пушкиным была проделана грандиозная работа, в результате которой атрибутированы сотни фотографий, найдены и обработаны десятки документальных материалов, использованы свидетельства местных краеведов и потомков русских «ривчан». Сегодня подготовленная экспозиция о малоизвестном уникальном центре русской культуры во Франции успешно введена в научно-культурный оборот, вписывая свои строки в неиссякаемую историю русского зарубежья.
«Нынешняя выставка полностью соответствует целям нашего Дома — показывать жизнь русских во всем ее многообразии и во всей ее географической разбросанности», — открывая экспозицию, выразил свое мнение В.А.Москвин. Помимо известных культурных центров русской эмиграции, продолжил Виктор Александрович, существовало немало мест, где русские люди работали на фабриках и заводах и в то же время сохраняли свою русскость: создавали школы, организовывали приходы и строили православные храмы. В.А.Москвин уверен: ранее малоизученный Рив, благодаря инициативе Андрея Андреевича Мусина-Пушкина, станет одним из знаковых мест русской эмиграции.
Сам Андрей Андреевич для своего выступления подготовил интереснейшее сообщение о «русском» замке Оржер и его обитателях — истинное свидетельство крепости русского духа и веры в изгнании, любви к своему Отечеству и верности традициям.
Как же началась история «русского замка» Оржер — «русского маяка среди французского моря»? Андрей Андреевич Мусин-Пушкин свидетельствует: в начале 1920-х годов Рив — маленький город и центр бумажной промышленности у подножия Альпийских гор — остро нуждался в квалифицированной рабочей силе. Этим обстоятельством воспользовались супруги Мельник — Константин Семенович и Татьяна Евгеньевна (урожденная Боткина — дочь лейб-медика, расстрелянного вместе с царской семьей в Екатеринбурге), которые приехали в Рив в 1924 году. Они убедили владельцев бумажных фабрик приглашать на работу русских эмигрантов, временно размещенных на Балканах. Таким образом, на работу в Рив прибыли семьи русских военных из Болгарии и Сербии, бывшие ранее в Галлиполи и на Лемносе. Старшим среди них был полковник Борис Николаевич Гонорский — дед А.А.Мусина-Пушкина по линии матери. Большинство прибывших обосновались в красивом, но недостроенном замке Оржер, окруженном большим парком и каменной оградой.
Существование сплоченной русской колонии началось с обустройства храма Св. Михаила Архангела.
В замке «кипела интересная русская жизнь» — работала библиотека, ставились спектакли, проводились съезды и конференции. В «Замок русских» собирались эмигранты со всей округи, неоднократно приезжали военные вожди — генералы А.П.Кутепов, Е.К.Миллер, А.П.Архангельский, видные политические деятели эмиграции, художники, литераторы, актеры. Частым гостем и прихожанином храма был знаменитый композитор Игорь Стравинский, живший во второй половине 1930-х годов в десяти километрах от Рива. «Были и группы молодых холостяков с гитарой», дополняет свой рассказ Андрей Андреевич, что придавало бытию замка особую веселую атмосферу.
После похищения генерала А.П.Кутепова полковник Б.Н.Гонорский организовал в замке военно-училищные (офицерские) курсы под видом спортивного клуба. Два вечера в неделю и выходные были посвящены практической и теоретической подготовке. В подвале замка были оборудованы казармы, где юнкера, в том числе и будущий отец Андрея Андреевича, обучались военному делу. Эти курсы, подчеркивает А.А.Мусин-Пушкин, давали не только теоретическую, но и практическую подготовку — у юнкеров были даже ружья, перевезенные из Болгарии старшими соратниками. Парк и окрестности использовали для полевых занятий, пробовали заниматься кавалерийской подготовкой, а лошадей брали из похоронного бюро (тех, что возили катафалки).
В летний период в парке разворачивались лагеря русских скаутов и «витязей». Все приезжающие в Рив замечали: в замке царит особая атмосфера патриотизма, господства Белой идеи, готовности отдать свою жизнь за Россию.
В 1931 году, в период экономического кризиса, в Риве была учреждена Федерация союзов русских трудящихся христиан во Франции под председательством К.С.Мельника, действовавшая под девизом «Вера. Родина. Семья». Так маленький Рив стал центром защиты интересов русских трудящихся во Франции.
В 1949 году в Риве состоялся первый епархиальный съезд, после чего все первоиерархи Русской православной церкви за рубежом почитали своим долгом посетить ривский приход. Приезжал в Рив и святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец.
Вторая мировая война заметно сократила русскую колонию, но все же «Замок русских» продолжал свою миссию. К концу 1960-х годов в замке осталось лишь несколько семей, сплотившихся вокруг церкви. «Я застал только эту маленькую колонию, — с сожалением замечает Андрей Андреевич, — а теперь замок Оржер стоит пустой, замурованный, будто памятник всем русским людям, когда-то населявшим его...»
В заключении А.А.Мусин-Пушкин сердечно поблагодарил Дом русского зарубежья за организацию выставки, а особенно — Игоря Владимировича и Инну Юрьевну Домниных (Инна Юрьевна — дизайнер-оформитель экспозиции). «Надеюсь, что после посещения выставки, — обратился Андрей Андреевич к собравшимся, — вы станете истинными "ривчанами"!»
Куратор выставки И.В.Домнин, продолживший выступления руководства ДРЗ, рассказал об этапах большой работы по сбору и атрибуции материала будущей экспозиции. Подписав сотни фотографий, заметил Игорь Владимирович, Андрей Андреевич Мусин-Пушкин «вывел из небытия» сотни русских эмигрантов, поскольку в разное время через Оржер прошло около четырехсот человек. И.В.Домнин подробно остановился на структуре выставки, охватывающей предысторию переезда будущих «ривчан», создание храма Св. Михаила Архангела, общественную и культурную жизнь колонистов и многое другое. Каждая фотография, замечает Игорь Владимирович, подписана на двух языках — русском и французском. И.В.Домнин обратил внимание присутствующих на витрины экспозиции, в которых организаторы расположили подлинные документы жизни русских изгнанников во Франции — анкеты, списки прихожан и пр. Пустующий «Замок русских», заключил Игорь Владимирович, ждет своего восстановления — как символа русской эмиграции, как важного свидетеля русской жизни на чужбине...
По замыслу устроителей, московская экспозиция продолжит свою работу в Париже, а затем будет доставлена в Рив — в качестве благодарности жителям приальпийского городка, давшего возможность русским беженцам обустроить свой маленький «уголок России». А Андрею Андреевичу Мусину-Пушкину руководство ДРЗ предложило «наметить программу дальнейшего сотрудничества», поскольку культурное наследие, сохраняемое им многие годы, должно стать частью не только научно-культурного оборота, но и нашей генетической памяти.
Ирина Тишина
|