Памятные даты русского зарубежья, май 2018 - стр. 215 мая
145 лет со дня рождения Николая Николаевича Черепнина (15(3).05.1873, Санкт-Петербург, Россия – 26.06.1945, Исси-ле-Мулино близ Парижа, Франция), композитора, дирижёра, педагога, одного из самых виртуозных мастеров оркестрового письма. Поступив в 1891 по настоянию отца в Петербургский университет на юридическое отделение, не перестал заниматься музыкой, и в 1893, не уходя из университета, стал студентом Консерватории, сначала фортепианного, а через некоторое время — и композиторского отделения. Учился у Н. Римского-Корсакова. По окончании Консерватории в 1898 (диплом юриста так и не пригодился в жизни) началась его активная творческая деятельность. Как композитор он работал в разных жанрах: писал кантаты симфонии, хоры, романсы, инструментальные ансамбли. Дирижировал операми Римского-Корсакова, Рубинштейна, Кюи и др., поставленными в Мариинском театре. Участвовал в деятельности объединения "Мир искусства", создав музыку к балетам для антрепризы С. Дягилева («Павильон Армиды» и «Нарцисс и Эхо», названный Асафьевым "нежно-благоуханной поэмой любви"). Много работал в жанрах оркестровой, хоровой и камерной музыки. Особое место в его творчестве занимала духовная музыка. В 1906–1914 им были созданы 3 литургии, а в 1918 — "Всенощная". Летом 1918 уехал с семьей в Тифлис, где проработал директором Тифлисской консерватории три года. В 1921, получив приглашение от А. Павловой из Парижа, уехал из Грузии. Как дирижёр, много выступал во вновь открывшихся антрепризах "Русской оперы". Участвовал в гастролях по разным городам Европы и Америки, имел в репертуаре русскую классику. В 1923 по его инициативе в Париже была создана Русская консерватория, в которой он проработал почти до конца жизни. Будучи и директором, и педагогом ее, он отказался от денег за свой труд, считая, что они должны быть отданы более нуждающимся. Он так и не принял французское гражданство. Мысли о России находили выход в сочинении произведений на национальные сюжеты, в обращении к русскому фольклору, в интересе к древнейшим пластам церковной культуры. В годы эмиграции создал 13 духовных хоров, 7 из которых были изданы в Нью-Йорке. Во время Второй мировой войны семья Черепниных бедствовала, живя в оккупированном фашистами Париже. По свидетельству современников, рукописями своих сочинений композитору приходилось зимой растапливать печку. Дружба с эмигрантами-грузинами давала некоторые средства к существованию; благодаря их поддержке удалось исполнить в 1944 в зале Плейель одно из последних его сочинений "Грузинские погребальные песнопения", посвященные памяти Палиашвили и Баланчивадзе. С великой радостью воспринял Николай Николаевич весть о разгроме гитлеровских войск, по-прежнему мечтая о возвращении на родину…
16 мая
75 лет со дня кончины Кирилла Дмитриевича Агренёва-Славянского (наст. фам. Агренёв) (1882 – 16.05.1943, Буэнос-Айрес, Аргентина), композитора, дирижёра. Работал дирижером Ленинградского народного дома. В 1922 эмигрировал, жил в Аргентине, в 1926 переехал в Париж. Основатель (в 1926), директор и дирижер Русской оперы в Париже. Дебютировал постановками опер «Князь Игорь» и «Садко». Под его управлением Русская опера выезжала на гастроли в Бордо, Канны, Дижон, давала благотворительные спектакли в пользу Союза русских писателей и журналистов в Париже, французских и русских студентов, русских инвалидов и др. В 1929 на Фестивале русской музыки в Париже выступил в качестве дирижера оркестрами Pasdeloup и Colonne. 4 ноября 1936 в зале Pleyel управлял оркестром в спектакле, посвященном 10-летию Русской оперы в Париже. Автор музыки к опере «Конек-Горбунок». Во Вторую мировую войну вернулся в Аргентину. Кирилл Дмитриевич завещал свои рукописи некоторых опер, симфонических поэм и других произведений Московской консерватории.
21 мая
150 лет со дня рождения барона Николая Васильевича Дризена (фон дер Остен-Дризен) (19 (7).05.1868, Москва, Россия – 31.03.1935, Париж, Франция), камергера, театрального деятеля, историка русского театра, редактора, мемуариста. Окончил Александровский кадетский корпус (1886), служил первоначально в публичной библиотеке, затем — в Министерстве финансов. Вольнослушателем посещал лекции на историко-филологическом факультете Петербургского университета. С 1880-х занимался литературной деятельностью. Был знаком со многими представителями творческих кругов, в частности, посещал «пятницы» Я.П. Полонского. В 1897–1898 — чиновник для особых поручений при рязанском губернаторе, в 1898—1901 заведовал театром Рязанского общества народных развлечений, способствовал развитию театрального дела в Рязани. Первым начал изучать деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина в Рязани. С 1904 в Петербурге. Служил в Главном управлении по делам печати (1908), в 1909–1917 — цензор драматических произведений. В 1909–1915 редактировал «Ежегодник Императорских театров», камергер (1912). Основал в Петербурге «Старинный театр», читал лекции по истории русского театра в школе Литературно-художественного общества, выступал с предложением реформы императорских театров, писал статьи. В 1916–1918 выходили отдельными изданиями и печатались в журналах его воспоминания об общественной и театральной жизни в России. В 1919 эмигрировал в Финляндию, затем переехал в Париж. Один из инициаторов создания Союза русских музыкальных деятелей во Франции, его первый председатель (1921). Один из учредителей Русского театрального агентства в Париже. В 1923 — режиссер Труппы драматических и опереточных артистов. Читал в Сорбонне курс лекций по истории русского театра (на французском языке) (1920–1930). Инициатор создания в Париже Нового французского театра для юношества (1931). Сотрудничал в отделе театральной критики в газете «Общее дело» (1920–1922). Печатал свои воспоминания в журналах «Иллюстрированная Россия» (1926), «Мир и искусство» (1930), газете «Возрождение» (1925, 1930-е) и др. (всего свыше 50 мемуарных очерков об артистической жизни и быте России).
23 мая
115 лет со дня рождения Аглаиды Сергеевны Шиманской (урожд. Рогаля-Левицкая) (23 (10) 05.1903, Москва, Россия – январь 1995, Париж, Франция), поэта, прозаика, литературного критика. Отец — судебный и общественный деятель (сенатор департамента Правительственного Сената; гласный Московской городской думы) Сергей Александрович Рогаля-Левицкий (1866–1945) основал в 1920-е дома для русских в Монтре (Швейцария). Младший брат, историк и этнограф А. С. Левицкий (Рогаля-Левицкий; 1901—1942), участник движения Сопротивления во Франции, казнен нацистами. Старший брат — поэт-эмигрант Ю.С. Рогаля-Левицкий (1895—1959). Её детство и юность прошли в Швейцарии, с 1939 проживала в Париже. С 1947 публиковалась в периодической печати. Сотрудничала в журналах «Грани», «Новоселье», «Возрождение», «Современник» (Торонто), газетах «Новое русское слово», «Русская мысль». Участвовала в сборниках «Эстафета» (Париж, 1948), «Муза диаспоры» (Франкфурт-на-Майне, 1960), «Содружество» (Вашингтон, 1966). Выпустила в Париже четыре книги стихов в издательстве «Рифма»: «Капля в море» (1950), «Новолуние» (1955), «Я вам прочту» (1963), «Антенны» (1975). Писала также прозу. Член Союза русских писателей и журналистов во Франции. Принимала участие в литературных вечерах группы «Муза» (1947), Русского студенческого христианского движения (1950-е) и др., выступала с чтением своих стихов. На свои средства Аглаида Сергеевна издала книгу Ю.К. Терапиано «Литературная жизнь русского Парижа за полвека 1924–1974» (Париж, 1987). См. публикации А.С. Шиманской в каталоге библиотеки ДРЗ.
Будет защита, Молись, народ, Церковь открыта, Новый год! Колокол, колокол, Плачь и бей, Горем и золотом Край сильней. Русские грозы, Русская высь… Русский мороз, Крепись, крепись! Молятся, молят, Кресту верны, Доля ты, доля Моей страны!
26 мая
40 лет со дня кончины Тамары Платоновны Карсавиной (по 1-му мужу Мухина; по 2-му - Брюс) (9.03 (25.2).1885, Санкт-Петербург, Россия – 25.4.1978, Лондон, Великобритания), артистки балета, педагога. Первые уроки танца проходили с В. Жуковой тайком от отца, не желавшего отдавать дочь в танцовщицы. В конце концов, смирившись с её неукротимым желанием заниматься балетом, отец сам начал готовить ее к просмотру в Императорском театральном училище, куда она и поступила в 1894. Первый выход на сцену состоялся в балете "Коппелия" Л. Делиба в детском антураже. Ее педагогами были А. Горский, позднее — П. Гердт. Успехи Карсавиной в танце были таковы, что ей поручали танцевальные партии не только в школьных спектаклях, но и в спектаклях Мариинского театра. Официальный дебют состоялся в старинном pas de deux "Жемчужина и рыбак", (1902, Мариинский театр). Партнером был молодой М. Фокин. Робкая, застенчивая, мало заботящаяся о своей внешности вне сцены, погруженная в книги, далекая от театральных интриг — такой была начинающая балерина. Её искусство складывалось в пору кризиса академизма и поисков выхода из него. Карсавина явилась как бы родоначальницей принципиально новых тенденций исполнительства в балетном театре XX в. — тех, что позднее получили название "интеллектуального искусства". Интеллект был её отличительной чертой, в какой-то мере родовой и ярко реализованной братом-философом Львом Платоновичем Карсавиным. В 1906 она гастролировала с труппой Г. Кякшта по России, с 1910 — в Праге, Милане и Лондоне. С. Дягилев пригласил ее участвовать в парижском сезоне 1909–1914. Со временем она стала постоянной и самой надежной балериной дягилевской антрепризы. Высшими достижениями её творчества являлись партии Девушки ("Видение розы") и Балерины ("Петрушка"; обе — 1911). С 1918 по 1929 она снова в труппе Дягилева. Исполняла партии в новых постановках Л. Мясина, ставшего главным хореографом труппы. Последней её премьерой в дягилевской антрепризе был балет "Ромео и Джульетта" в постановке Б. Нижинской, где Карсавина исполнила роль Джульетты, а С. Лифарь — Ромео. После смерти Дягилева и распада антрепризы она танцевала, но недолго в труппе "Ballet Rambert" (1929–1931). Оставила сцену в 1931. С 1933 занялась педагогической деятельностью. Тамара Платоновна являлась вице-президентом английской Королевской академии танца (1930–1955). Оставила для потомков ряд методических работ по классическому танцу и воспоминания "Театральная улица", изданные в Лондоне (1930), Париже и только в 1971 опубликованые в России.
27 мая
140 лет со дня рождения Константина Александровича Вещилова (27(15).05.1878, Санкт-Петербург, Россия – 4.04.1945, Нью-Йорк, США), художника, драматического артиста, сценографа, режиссёра. В 1893–1896 учился в Рисовальной школе ОПХ, в 1896–1898 — в школе кн. М.К. Тенишевой, в 1898–1904 — в ИАХ в мастерской И. Репина. В ноябре 1904 получил звание художника и годичное заграничное пенсионерство, которое было продлено еще на год. Любимый ученик И. Репина. В 1905 за картину «Прощеное воскресенье на Руси в XVIII столетии» получил премию А. Куинджи, в 1908 — премию Общества поощрения художеств за картину «Степан Разин на Волге». Окончил Археологический институт (1908). После гибели В.В. Верещагина (1904) заменил его при исполнении заказов Адмиралтейства. С 1910 занимался сценографией, оформил пьесу А.С. Суворина «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» для театра Литературно-художественного общества. В 1912 поступил на службу художником Морского министерства в чине титулярного советника. Создал несколько картин, посвященных Русско-японской войне: «Прорыв крейсера „Аскольд” в 1904 г. в Желтое море», «Эскадра адмирала Рожественского» и др. Был награжден орденами св. Анны II степени (1913) и св. Владимира IV степени (1916). В 1913 исполнил эскизы костюмов и декораций к операм «Богема» Дж. Пуччини и «Кармен» Ж. Бизе для театра Музыкальной драмы. С 1914 заведовал декорационной частью Суворинского театра. Участвовал в петербургских выставках: Весенних в залах ИАХ (ежегодно в 1902–1918), Общества русских акварелистов (1904–1917; член общества с 1911), Товарищества художников (1912, 1916) и др. В 1916 избран академиком Академии художеств. В 1920 сделал зарисовки участников II Конгресса Коминтерна. В ноябре 1922 эмигрировал. Около четырех лет работал на Капри, затем обосновался в Париже. Писал акварельные пейзажи. В 1927 экспонировал работы на «Выставке театрально-декорационного искусства» в Ленинграде. В 1928–1930 работал декоратором, артистом и режиссером в Русском интимном театре Д. Н. Кировой. С 1933 — член правления секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Участник многих групповых выставок русского искусства за рубежом, в том числе в 1930 — в Белграде, в 1931 и 1932 — в Париже. В 1935 переселился в США. Был почетным членом Союза бывших русских морских офицеров в Америке. Жертвовал свои картины для благотворительных лотерей в пользу Союза бывших русских судебных деятелей, Московского землячества, Морского собрания и др. В 1937 его картины выставлялись в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Произведения Константина Александровича Вещилова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в коллекциях ГРМ и ГТГ
120 лет со дня рождения Михаила Захарьевича Адлена (27 (15).05.1898, пос. Саки Гродненской губ., Россия – 21.01.1980, Париж, Франция), художника, графика. В 1915–1922 учился живописи в Вене, участвовал в выставках. В 1923 провел несколько месяцев в Берлине и переехал в Париж. В 1920-е работал рисовальщиком в парижских газетах «Le petit Parisien», «L’Intransigeant», «France-Soir». Исполнил гравюры для альбома «Великие музыканты». В 1932 издал альбом литографий «Пригороды», предисловие к которому написал Андре Сальмон. Входил в группировки художников-рисовальщиков: «L’Araignée», «Les imagiers», «Satire». Писал пейзажи окрестностей Парижа, центра и южного побережья Франции, натюрморты, ню, цирковые сцены, клоунов. Экспонировал свои работы в салонах: Осеннем (член салона), Независимых и Тюильри. В 1926 прислал работы в Москву на выставку «Революционное искусство Запада» (некоторые были приобретены ГМИИ и другими музеями СССР). В 1929 принял французское гражданство. В 1935 провел первую персональную выставку «Цирк и мюзик-холл» в фойе мюзик-холла братьев Амар. Состоял членом Союза русских художников во Франции. Участвовал в выставках русских художников в кафе «La Rotonde» (1925) и галерее Chez Fast (1927/28), выставках, организованных Союзом русских патриотов и Комитетом «Франция–СССР» (1945). В 1945 стал вице-президентом ежегодного салона Х округа Парижа. В послевоенные годы провел около двадцати персональных выставок, в различных парижских галереях, а также в городах Франции (1961–1973) и Швейцарии(1974). Участвовал в салоне Populiste (1949 и 1950 — в кафе «La Coupole» на Монпарнасе, в 1953 — в Музее современного искусства города Парижа и в выставке «Русские художники Парижской школы» (Дом французской мысли, 1961). В 1962 посетил Москву. Произведения Михаила Захарьевича Адлена представлены в Национальном музее современного искусства и Музее современного искусства города Парижа, в музеях Москвы, Киева, Страсбурга и др.
28 мая
130 лет со дня рождения Николая Сергеевича Арсеньева (28.05.1888, Стокгольм, Швеция – 18.12.1977, Си Клиф близ Нью-Йорка, США), философа, богослова, поэта. Окончил Императорский лицей Николая II, историко-филологический факультет Московского университета. В Великую войну работал в Красном Кресте. Профессор Саратовского университета (1918–1920). В эмиграции с 1920, сначала Варшава, потом Кенигсберг. С 1921 преподаватель, с 1924–1944 профессор русской литературы Кенигсбергского университета. Доктор философии. Член-учредитель Братства Св. Софии (1924). Делегат Российского Зарубежного съезда в Париже от Германии (1926). Участвовал в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД). С 1945 в Париже, преподавал в Парижском православном институте Св. Дионисия (1945–1948), Сорбонне. Член Русской академической группы (1945). Был представителем от Франции на Международном съезде христиан в Женеве (1946). В 1946–1947 читал курсы лекций в Обществе духовной культуры и Обществе «Православное дело». В 1948 уехал в США. Преподавал в Св.-Владимирской Духовной семинарии (Нью-Йорк), Монреальском университете и др. Был председателем Русской академической группы в США (1971–1977) и одним из основателей «Записок русской академической группы в США». Автор многих книг и статей по религиозным и богословским проблемам, нескольких поэтических сборников. Как религиозный мыслитель он видел историю человечества, как путь непрерывного духовного томления. В осмыслении страдания, объединяющего нас с Богом, которое уже сейчас в нашей земной жизни может быть Его реальным присутствием в нас видел Николай Сергеевич смысл жизни во Христе. См. публикации Н.С. Арсеньева в каталоге библиотеки ДРЗ.
29 мая
65 лет со дня кончины Александра Александровича Васильева (4.10.1867, Санкт-Петербург, Россия – 29.05.1953, Вашингтон, США), историка, арабиста, византолога. В эмиграции с 1925.
30 мая
50 лет со дня кончины Петра Васильевича Спасского (13.02.1896, хутор Караичев Донецкого округа Донской губ., Россия – 30.05.1968, Вернуйе, Франция), хорового дирижёра и церковного регента. С малых лет получил церковное воспитание. Шестнадцатилетним уже управлял хором на левом клиросе и организовал хоры на родном хуторе. Окончил Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию. Участник Великой и Гражданской войн. Награжден Георгиевским крестом. После эвакуации в 1920 попал сначала на остров Лемнос, а затем в Болгарию, где создал полковой хор. Учась на физико-математическом факультете Софийского университета, был избран председателем правления Общеказачьего студенческого землячества. В 1924, получив стипендию в католическом университете в Милане, прошел 3-летний юридический курс, там же участвовал в создании православного русского прихода и там же прошел итальянскую школу оперного пения. Переехав в Париж, был назначен регентом и псаломщиком Свято-Николаевской церкви в Булони-Бийянкуре, построенной в 1927 на добровольные пожертвования русских рабочих завода "Рено", населявших этот пригород. В приходе шла активная просветительная работа, действовали церковно-певческие курсы и детская школа. Кроме хора своего прихода, Петр Васильевич руководил и хором при детской школе Свято-Александро-Невского собора на улице Дарю и участвовал во многих культурно-музыкальных событиях русского Парижа. В 1947 он был назначен псаломщиком при Свято-Александро-Невском соборе, а в 1949 стал регентом митрополичьего хора собора, которым руководил на протяжении 20 лет. В 1953 фирма "Филипс" записала 6 пластинок с русскими церковными песнопениями Великих праздников и Постов, сохранявшими литургический порядок и смысл в исполнении митрополичьего хора под руководством П. Спасского. Эти записи были дважды удостоены награды Французской академии музыки и составляют «незаменимый клад исполнения русского православного пения». Римская газета " Фьере леттерариа" отмечала в 1962, что «маэстро П. Спасский руководил певцами только властью своих рук: белых, худых, нервных, иногда суровых и твердых, иногда успокаивающих... Пение хора, широта звучания и разлитость в воздухе голосов, низких, высоких, нежных и глубоких, к концу сливается в одно целое, настойчивое и определенное... В этой мольбе, в этой скорби и жалобе звучит душа людей, находящихся "на земле чужой"...»
31 мая
30 лет со дня лет кончины Юлии Николаевны Рейтлингер (в монашестве сестра Иоанна) (10.04.1900 [23.04.1898], Санкт-Петербург, Россия – 31.05.1988, Ташкент, СССР), художника, иконописца, монахини. Училась сначала дома, потом в гимназии княгини А.А. Оболенской. Увлекалась музыкой и живописью. Обнаружив способности к рисованию, продолжила учёбу в школе Общества поощрения художеств до весны 1917. Благополучная жизнь закончилась с Февральской революцией. Спасаясь от голода, с сестрой уехала в Крым к родственникам, как бы на летние каникулы, но в Петербург уже не вернулась. Летом 1918 в Крыму состоялась её первая встреча с о. Сергием Булгаковым и первая исповедь — отныне духовная связь на всю жизнь. Её первое впечатление от облика о. Сергия: «Он — почти страшен, горящие, пронизывающие глаза, напряженное лицо — производит на меня огромное впечатление. Пророк!». Впоследствии в творческом процессе образ пророка отождествлялся у неё с образом Иоанна Предтечи, которого о. Сергий почитал особо. А первой иконой Юлии Николаевны, написанной с отдыхающего о.Сергия была «Глава Иоанна Предтечи». Именно с этой иконой она поступит в мастерскую Мориса Дени в Париже в 1925, этим именем митрополит Евлогий пострижёт её в рясофор в 1935, и иконы этого святого станут самыми выразительными, остро эмоциональными на протяжении всего ее творчества. А пока нужда, голод, изолированность от внешнего мира заставляют её переехать в Симферополь. Там она проводит 1919, 1920, 1921. В октябре 1920 Юлия Николаевна отказалась покидать Родину. И только в сентябре 1921, после ареста близких родственников она уезжает из России в Прагу, где поступает в Карлов университет, занимается в семинариуме Н.П. Кондакова, сближается с семьей П.Б. Струве, работает в библиотеке, знакомится с М. Цветаевой и, наконец, начинает учиться в Пражской Академии художеств. В 1925, вслед за о. Сергием, переезжает в Париж на Сергиевское подворье Православного Богословского института. Живет в одном доме с его семьей, помогает его жене вести хозяйство. Одновременно поступает в мастерскую религиозного искусства Мориса Дени. К 1930-му она — автор уже многих икон, член и участник выставок Общества «Икона» в Париже. Ее работы высоко оцениваются критикой. Но, как сама признается, мечта её — «стена», фреска. В середине 1930-х Юлия Николаевна, ставшая монахиней Иоанной — известный на Западе художник-иконописец, автор многочисленных икон, монументальной росписи церкви Иоанна Воина. Ее имя регулярно выделяют в прессе. Во время Второй мировой войны в 1944 умирает о. Сергий, в 1945 монахиня Иоанна навсегда покидает подворье и уезжает в Прагу, чтобы соединиться с сестрой Катей, как завещал ей о. Сергий. С 1946 по 1948 она еще бывает наездами в Париже и Лондоне, где заканчивает росписи часовни Василия Великого. Росписи — в память и дар о. Сергию Булгакову. В Праге в 1947 сестры подают заявление на выезд в СССР. В 1955 возвращаются на родину, но не в родной Петербург. Их привозят на совхозные хлопковые поля Узбекистана и только через месяц разрешают переезд в город. Так монахиня Иоанна оказалась в Ташкенте, где прожила еще 33 года, приезжая в Москву лишь на летние месяцы. В 2000, спустя двенадцать лет после её смерти в Музее Андрея Рублева с большим успехом прошла первая персональная выставка ее икон из московских собраний. В 2006 вышел в свет альбом «Художественное наследие сестры Иоанны», где представлены ее работы в Праге, Париже, Лондоне, Москве, ее духовные дневники. В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына развернута постоянная экспозиция работ монахини Иоанны (Юлии Николаевны Рейтлингер).
Составитель к. филолог. н. В.Р. Зубова
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/2018.05.15-2/
|
|