Памятные даты русского зарубежья, май 201895 лет со дня выхода в Париже первого номера журнала «Окно» (1923, № 1–3) — «трехмесячника литературы», который издавался Марией Самойловной и Михаилом Осиповичем Цетлиными. Блистал яркими именами: Бунин, Гиппиус, Мережковский, Зайцев, Ремизов, Куприн, Шестов, Бальмонт, и др. Выходил в издательстве «Я. Поволоцкий и К». Все три номера открывал И.А. Бунин то рассказом, то сказкой, то стихами. После третьего номера стала ясно, что журнал «Окно», существуя одновременно с «Современными записками», практически их дублирует, и потому продолжать издавать его не имеет смысла. Издание было закрыто.
1 мая
120 лет со дня рождения Глеба Петровича Струве (1.05 (19.04).1898, Санкт-Петербург, Россия – 4.06.1985, Беркли, США), поэта, литературоведа, критика, переводчика. Сын П.Б. Струве. Окончил коммерческое училище в Петербурге (1916). Весной 1917 отправился добровольцем на фронт, служил в гвардейской артиллерии в Карпатах. В 1918 вступил в Добровольческую армию, в том же году с фальшивым паспортом пересек границу Финляндии. В 1919 переехал с отцом в Англию. Учился в Оксфордском университете ("Ballion College"), получил диплом по новой истории. Весной 1922 покинул Англию, работал в качестве журналиста сначала в Берлине, где ведал изданием журнала "Русская мысль", выходившим под редакцией его отца (1921-1924), затем в Париже, где сотрудничал в газете "Возрождение" (1925-1927), входил в редакцию еженедельников "Россия" (1927-1928) и "Россия и славянство" (1928-1932). С 1932 читал лекции по истории русской литературы в Лондонском университете (Высшей школе славистики), сменив Д. Мирского, возвратившегося в СССР. В 1946 был приглашен в США как преподаватель. Читал лекции в Калифорнийском, Гарвардском, Вашингтонском, Колорадском, Оклахомском и Торонтском (Канада) университетах. С 1960 редактор журнала "California Slavic Studies". Глеб Струве известен своими исследованиями русской литературы XIX и XX вв., включая её советский и эмигрантский периоды. Регулярно печатался в американских, английских и зарубежных русских газетах, журналах и альманахах. Вел "Дневник читателя" в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Русская мысль" и др. Кропотливо собирал материал о жизни и деятельности русских писателей-эмигрантов. Итогом стала книга "Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора русской литературы" (Нью-Йорк, 1956). Считал, что "зарубежная литература есть временно отведенный в сторону поток общерусской литературы. И воды этого отдельного, текущего за рубежами России потока... будут содействовать обогащению общего русла". Термину "эмиграция" противопоставил термин, "более отвечающий смыслу вещей" — "русское зарубежье", который и стал принятым. Свою главную задачу видел в создании "максимально объективной картины развития русской зарубежной литературы на общем фоне бытия эмиграции". В годы Второй мировой войны зарубежная русская литература, по его словам, либо ушла в подполье, либо перекочевала в Америку. Главным фактором послевоенного периода он называл "встречу двух эмиграций" — пореволюционной и послевоенной. Многие годы посвятил популяризации в странах Европы и Америки творчества русских писателей, изданию их книг в разных странах; писал к ним вступительные статьи, комментарии, послесловия. Избран почетным председателем Русской академической группы в США (с 1977). Составленная Р. Хьюзом библиография его трудов включает свыше 900 наименований. См. публикации Г.П. Струве в каталоге библиотеки ДРЗ.
3 мая
50 лет со дня кончины Леонида Леонидовича Сабанеева (2.10 (19.09).1881, Москва, Россия – 3.05.1968, Антиб, Франция), композитора, музыкального критика и теоретика музыкального искусства. Учился в Московской консерватории у С.Танеева по классу композиции, по классу фортепиано — у Н. Зверева и П. Шлёцера. Одновременно изучал математику в Московском университете, в 1906 получил степень магистра математики. Однако он безраздельно посвятил себя музыке, занимался композицией и особенно обстоятельно — музыкознанием. Увлекался Скрябиным и полюбил "этого беспредельного мечтателя". Стал музыкальным критиком и корреспондентом газет и журналов: "Голос Москвы", "Музыка", "Московская газета", "Театральная газета", "К новым берегам", "Музыкальная культура", "Современная музыка", "Музыка и революция" и др. Его статьи охватывали широкий круг вопросов; в них он заявил о себе как о горячем последователе современных направлений в музыке. С 1921 — член правления и заведующий музыкальной секцией Академии художественных наук. В 1921–1923 — председатель ученого совета Института музыкальной науки, музыкальный обозреватель газет "Правда" и "Известия". В 1926 уехал за границу и попеременно жил во Франции, Англии, Германии, США, затем окончательно обосновался в приморских Альпах. В первый год жизни в Париже (1927) публиковался в периодической печати СССР как парижский корреспондент. Писал работы в области истории музыки, монографии о композиторах: Метнере, Дебюсси, Вагнере и др. Параллельно много сочинял. Среди его сочинений — балет "Летчица" ("L`Aviatrice", 1928, Париж), соната для скрипки и фортепиано, прелюды, этюды, экспромты, поэмы и др. Сделал переложение "Прометея" Скрябина для двух фортепиано (в 4 руки). Леониду Леонидовичу принадлежит ряд романсов на стихи К. Бальмонта, А. Апухтина, М. Сабашниковой.
90 лет со дня выхода в Тяньцзине первого номера газеты «Наша заря». О выходе новой газеты в редакционной статье номера «Шанхайской зари» за 3 мая 1928 сообщалось: «Являясь неразрывной частью “Зари” и “Шанхайской зари”, вышедшая сегодня в свет в Тяньцзине “Наша заря” будет стоять на той же антикоммунистической платформе... Но, будучи антикоммунистической, “Наша заря”, подобно харбинскому и шанхайскому изданиям “Зари”, не будет в то же время служить интересам тех отдельных личностей из крайне правого лагеря, которые своей оголтелой “политикой” только компрометируют русское имя на Дальнем Востоке... Нарождающейся газете одинаково не по пути ни с красным, ни с этим лагерем. Ее задача – общение с широкими рядами зарубежной русской общественности, обслуживание всех запросов этой русской массы, столь же чуждой коммунизма, как и оторванных от жизни узкополитических устремлений единичных обскурантов». Финансировал газету издательский магнат, основатель русской эмигрантской газетной группы «Заря» М.С. Лембич. В молодости он был военным корреспондентом в газете «Русское слово». После Октября 1917 служил в Добровольческой армии, эмигрировал в Харбин. Мечислав Станиславович Лембич принёс передовой опыт России в управлении газет и поднял журналистику в Китае на новый уровень. В 1920 он основал свою первую газету «Заря» в Харбине, в 1925 газету «Шанхайская Заря» в Шанхае и в 1928 газету «Наша Заря» в Тяньцзине. Таким образом он сформировал крупнейший на Дальнем Востоке газетный концерн «Заря» — единственную иностранную межрегиональную газетную группу в Китае. Первым редактором «Нашей зари» стал И.Л. Миллер, сумевший наладить работу живой и бойкой газеты, нравившейся широкой публике. «Наша заря» имела собственных корреспондентов в разных городах Китая и крупных центрах Европы. На страницах газеты публиковались материалы Г.Г. Сатовского-Ржевского, Л. Астахова, а также произведения А. Яблоновского, Саши Черного, Дон-Аминадо, А. Ладинского и др. В 1938 издание возглавил бывший редактор харбинской «Зари» Г.Н. Шипков. В газете принимали участие многие известные литераторы и журналисты не только из Китая: присылал свои статьи из Токио Г. Оргинский, из Сиднея — И. Серышев, из Парижа — В.Н. Унковский и В.Л. Бурцев. «Наша заря» имела спрос и тиражи её успешно расходились. Однако в 1939 под давлением японцев она была закрыта.
4 мая
135 лет со дня рождения Николая Андреевича Малько (4.05 (22.04).1883, Браилов, Подольской губ., Россия - 23.06.1961, Сидней, Австралия), дирижера, музыкального деятеля, педагога. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1906) и Петербургскую консерваторию (1909). Учился у Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Глазунова по композиции, по классу фортепиано у Н. Лаврова, по дирижированию — у Н. Черепнина. С 1906 регулярно печатался в петербургских газетах "Голос правды", "Речь", в которой вёл музыкальный отдел (под псевдонимом «Ля-ми»). С этого же года началась его концертная деятельность как концертмейстера и дирижёра. По окончании консерватории стажировался как дирижёр у Ф. Мотля в Мюнхенском оперном театре. С 1914 главный дирижер симфонических концертов Русского музыкального общества, а с 1915 — главный дирижер Мариинского театра. После Октября 1917 работал в Петрограде, дирижировал концертами Госоркестра, популяризировал классическую музыку среди рабочих и солдат. Осенью 1918 уехал на три года в Витебск (в одно время с М. Шагалом и К. Малевичем), где открыл Народную консерваторию, был её директором. В 1921 перебрался в Москву, был назначен ректором и руководителем инструментальных классов во вновь созданном Государственном институте Музыкальной драмы (1922) и главным дирижером симфонического оркестра Московской филармонии. Вошел в правление Московского симфонического общества. Однако и институт, и оркестр вскоре распались. Затем работал в Московской консерватории, в Харьковской опере, в киевском Музыкальном институте им. Н.В. Лысенко. Осенью 1925 возвратился в Ленинград, где получил должность главного дирижера, а с 1927 и директора Ленинградской филармонии. В интерпретации современной симфонической музыки не знал соперников. Особенно ревностно он играл русских современников — А. Скрябина, И. Стравинского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, был первым исполнителем Первой и Второй симфоний Шостаковича. В эти же годы проявляется и педагогический талант музыканта. Среди его учеников — крупнейшие советские дирижеры: Л. Гинзбург, Е. Мравинский, А. Мелик-Пашаев, Н. Мусин и др. В конце 1920-х выехал на гастроли в Европу. С этой поездки началась зарубежная жизнь дирижера. На родину он приехал лишь на гастроли, после 30-летнего перерыва. Годы Второй мировой войны провел в США: сначала в Бостоне, потом в Чикаго. Как и С. Рахманинов, оказывал материальную помощь СССР. В 1957 переехал в Сидней, где создал симфонический оркестр, и стал, по мнению австралийцев, основоположником австралийской симфонической школы. В 1959 выступил с концертами в СССР. Написал несколько очерков, посвященных своим учителям: "В России каждый крупный музыкант учит, — отмечал Николай Андреевич, — и это считается нравственным долгом — надо передавать традицию". В Сиднее ему установлен памятник, в Копенгагене проводятся международные дирижёрские конкурсы его имени.
5 лет со дня кончины Николая Николаевича Рутыча (Рутченко) (19.08.1916, Кишинёв, Россия – 4.05.2013, Аньер-сюр-Сен, Франция), историка, общественного деятеля, писателя. Учился на историческом факультете Ленинградского университета. Свою первую книгу — о французском маршале Анри Тюренне — написанную совместно с М. Тубянским, издал в 1939. Участник финской и Великой Отечественной войн. В августе 1941 попал в немецкий плен. Прошёл гестаповские тюрьмы, лагеря Заксенхаузен, Флоссенбург, Дахау. Работал переводчиком в комендатуре в Гатчине: у военнопленного не существовало выбора. Там же вступил в НТС — Народно-трудовой союз. В Гатчине, а затем в Пскове вместе с другими единомышленниками планировал создание вооруженных групп, способных начать борьбу за свободу России и от немцев, и от сталинского режима. Они видели себя «третьей силой», которая, освободив Родину от фашистов, помогла бы ей вернуться к свободному обществу, основанному на русских национально-государственных традициях. Их девизом был лозунг «Ни со Сталиным, ни с иноземными завоевателями, а со всем русским народом». После мая 1945 скрывался в лагерях Ди-Пи под Римом. В конце 1940-х перебрался во Франкфурт. Занимался агитационно-пропагандистской работой с сотрудниками советских посольств, торгпредств и др. учреждений по всей Европе. С 1946 по 1966 — член Совета НТС. Проживал в Париже. В 1960 вышла его книга «КПСС у власти», вскрывшая механизм существования диктатуры в России в ХХ веке. Его имя стало известным не только русской эмиграции, но и широким кругам западной общественности. Как непримиримый антикоммунист во время визитов первых лиц СССР в Париж высылался на о. Корсику чаще всего с А.П.Столыпиным (сыном убитого премьер-министра России П.А. Столыпина). Работал также на радио «Свобода», в 1982-1983 возглавлял журнал «Грани». Один из членов-учредителей и главный редактор издательства «Общества ревнителей русской истории» в Париже. Он был одним из самых ярких публицистов и общественных деятелей русской эмиграции. Как военный исследователь, собрал огромную коллекцию документов и материалов о Белой армии и Гражданской войне и почти всю ее в 2005 передал в дар Дому русского зарубежья им. А. Солженицына. В архивном собрании ДРЗ хранится коллекция этих документов, Ф. 007. См. также публикации Н.Н. Рутыча-Рутченко в каталоге библиотеки ДРЗ.
6 мая
135 лет со дня рождения Георгия Дмитриевича Гребенщикова (6.05 (24.04).1883, с. Николаевский рудник Бийского округа Томской губернии, Россия – 11.1.1964, Лейкленд, США), писателя, общественный деятеля. Родился в семье горнорабочего из крестьян, образования не получил, был писателем-самоучкой. Испробовав много профессий, начал путь публициста в газете «Семипалатинский листок» (1905). В Семипалатинске вышла и первая его книга – сборник рассказов «Отголоски сибирских окраин» (1906). В 1908-1909 издавал газету «Омское слово», закрытую за «вредное направление», после чего переехал в Томск. С осени 1909 — секретарь редакции журнала «Молодая Сибирь», созданного кружком Г.Н. Потанина, поступает вольнослушателем в Томский университет. В 1910-1911 изучал жизнь старообрядцев в Горном Алтае, читал лекции о бухтарминских поселенцах. В 1912 становится редактором барнаульской газеты «Жизнь Алтая». Разделяя потанинские идеи областничества, реализовал их в рассказах и повестях. При содействии М. Горького начал печататься в столичных журналах «Современник» и «Летопись». На средства барнаульского мецената В.М. Вершинина подготовил «Алтайский альманах» (СПб., 1914), в котором опубликовал произведения молодых сибирских писателей. В 1916 уехал на фронт санитаром. В московских «Русских ведомостях» публикуются его репортажи и корреспонденции с фронта. В 1917 завершил первую часть своего главного произведения — романа «Чураевы» — 12-томной хроники жизни старообрядческой семьи. Октябрьские события 1917 не принял. Годы Гражданской войны провел в Крыму, сотрудничая в местной печати. В эмиграции с 1920. Жил сначала во Франции, с 1924 — в США. В штате Коннектикут основал деревню Чураевку, создал совместно с Н. Рерихом книжное издательство «Алатас». Участвовал в создании Музея русской эмиграции в Сан-Франциско. Продолжал работу над романом-эпопеей «Чураевы», которую Ф.И. Шаляпин назвал «Золоторокотным сказанием». Из 12 заявленных томов эпопеи к 1952 вышло только 7. Роман оказал определённое влияние на литературные вкусы и чаяния русской эмигрантской молодёжи. В начале 1920-х в Харбине создаётся литературный кружок «Молодая Чураевка». В 1930-х основывается «Шанхайская Чураевка». Георгий Дмитриевич много внимания уделял пропаганде русской культуры. В конце 1930-х переселился во Флориду, в Лейкленд, преподавал русскую литературу в университете. «Замыслы Гребенщикова превосходили его писательские возможности, но у него был свой круг читателей, и когда отмечалось 50-летие его литературной деятельности, он был назван «Бояном Сибири».(В. Казак) См. публикации Г.Д. Гребенщикова в каталоге библиотеки ДРЗ.
7 мая
130 лет со дня рождения Дон-Аминадо (наст. имя Шполянский Аминад Петрович/Аминодав Пейсахович; псевд. Гидальго, Ама, Вероника К., Страшноватенко и др. (7.05 (25.04).1888, Елизаветград Херсонской губ., Россия – 14.11.1957, Париж, Франция), писателя, поэта, сатирика. Учился на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе, в 1910 окончил (экстерном) юридический факультет Киевского университета. Тогда же начал литературную деятельность в качестве корреспондента елизаветградской газеты "Голос Юга". В 1910–1912 служил помощником присяжного поверенного в Москве. С 1914 — член Общества деятелей периодической печати и литературы. В Великую войну находился на фронте, написал первую книгу стихов "Песни войны" (М., 1914). Но нашёл себя в стихотворных юморесках и литературных пародиях. В 1915 был ранен и демобилизован, с 1916 занимался журналистикой, сотрудничая в московских изданиях ("Вечерние новости", "Рампа и жизнь", "Кулисы" и др.) как обозреватель, театральный рецензент, хроникер, фельетонист. В 1916 стал сотрудником петроградского еженедельника "Новый Сатирикон". Февральскую революцию встретил восторженно. Октябрь 1917 не принял. В 1918-1919 жил в Киеве, печатался киевских и одесских газетах. В эмиграции с 1920 сначала в Константинополе, потом в Марселе, откуда переехал в Париж. Сотрудничал в газете «Последние новости» со дня ее основания. В 1920–1921 редактировал журнал для детей «Зеленая палочка». Публиковался в газетах («Свободные мысли» и др.), журналах «Иллюстрированная Россия», «Ухват», «Современные записки» и др. Один из инициаторов создания Союза русских писателей и журналистов в Париже, член его правления. Переводил басни И.А. Крылова на французский язык. Эмигрантский период его творчества оказался особенно плодотворным. Его сборники стихов и прозы продолжали классическую традицию русского юмора с его состраданием к "маленькому человеку". Назвав его "совершенно замечательным поэтом", М. Цветаева писала: "Вся Ваша поэзия - самосуд эмиграции над самой собой... Вы каждой своей строкой взрываете эмиграцию». С годами желчная интонация первых эмигрантских сборников сменилась более мягкой, юмористической. В 1931 он возглавил возобновленный в Париже журнал "Сатирикон", но, как писал Л. Зуров, "в жизни был талантливее своих фельетонов ". В последние годы жизни все чаще думал о России, о ее исторических судьбах и судьбах своего поколения. Мысль о том, что "цена изгнания есть страшная цена" заложена в его последней книге — воспоминаниях "Поезд на третьем пути" (Нью-Йорк, 1954): "Бури. Дерзанья. Тревоги. Смысла искать — не найти. Чувство железной дороги... Поезд на третьем пути". После Второй мировой войны уехал из Парижа в Монпелье, затем в Йер, Он почти не печатался, жил уединенно и называл себя "иеромонахом". См. публикации Дона Аминадо в каталоге библиотеки ДРЗ.
8 мая
125 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Бушена (8.05 (26.04).1893, Сен-Тропе, Франция – 6.02.1993, Париж, Франция), живописца, графика, сценографа. Окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию в 1912. Поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (1913). Посещал кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». Совмещал учебу в университете с занятиями в Рисовальной школе ОПХ, директором которой был Н.К. Рерих. В 1915–1917 работал помощником хранителя Музея ОПХ. С 1917 участвовал в петроградских выставках: «Мир искусства». Исполнял экслибрисы, оформлял книги для издательства «Аквилон» В 1918–1925 работал младшим хранителем Эрмитажа по отделению фарфора и драгоценностей. Весной 1925 под предлогом болезни выехал за границу, поселился в Париже. Все последующие годы писал пастелью и гуашью небольшие по формату картины: цветы, натюрморты, пейзажи, сцены из жизни театра и цирка. Участвовал в выставках русского искусства в парижских галереях, а также в Брюсселе (1928), Лондоне (1935) и Праге (1935). Провел персональные выставки в Париже в галереях Fabre (1928) и Drouot (1929, 1933, 1936, 1938). Жертвовал свои работы для благотворительных лотерей в пользу русского учащегося юношества (1928), нуждающихся членов общества «Мир искусства» (1930) и др. В конце 1920-х работал над рисунками тканей и моделями одежды для французских домов Пату, Риччи, Ланвен и др. С середины 1930-х переключился на театр. Создал эскизы костюмов для Анны Павловой (1926) и Алисы Алановой (1931). Сотрудничал с хореографами Дж. Баланчиным, М.М. Фокиным, Л.Ф. Мясиным и особенно много с С. Лифарем. В годы Второй мировой войны оставался в Париже. В 1953–1954 создал декорации к постановкам опер Дебюсси, К. Монтеверди и Ф. Альфано в Ла Скала. В 1954–1956 в Амстердамской опере оформил постановки опер «Мертвый дом» Л. Яначека (по роману Ф. М. Достоевского), «Евгений Онегин» Чайковского и «Фауст» Гуно, балета «Лебединое озеро» и др. Последней крупной работой в области сценографии стал балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (Лиссабонский оперный театр, 1969). Входил в правление Российского музыкального общества за границей (1951–1967), был членом Международного общества друзей искусства М.В. Добужинского (1957). В 1977 иллюстрировал французское издание «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой. В 1982 в Nouveau Drouot состоялась выставка-аукцион его работ. Часть его личного архива находится в Нидерландском институте культуры в Париже. Представлен в Национальном музее современного искусства и в Музее Оперы в Париже, музее Ashmolean в Оксфорде, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке. Подарил более 50 работ Эрмитажу.
10 мая
105 лет со дня рождения Владислава Валентиновича Эллиса (10.05 (27.04).1913, Елизаветград Херсонской губ., Россия – 1975, Глендел, США), инженера, поэта. Окончил Харьковский инженерно-строительный институт (1936). В 1936-1941 работал инженером в НИИ «Южшахтпроект». Отец и брат Эллиса были расстреляны во время террора 30-х. В 1941 призван в армию, попал в немецкий плен. В 1943-1945 работал в Германии инженером в Управлении строительства государственной железной дороги. Насильственной репатриации избежал. В 1947 переехал с женой из Германии в Бельгию, работал на угольных шахтах. С 1956 в США. Поселились в Калифорнии, где Владислав Валентинович продолжил образование и стал дипломированным инженером-строителем. Занимался строительством космодромов, аэродромов, метро и др. Печатался в антологиях «Содружество», «Дальние берега», «Вернуться в Россию стихами».
Я встретился с Вами за пивом, В старинном баварском дворе. Вы мне говорили красиво О Родине и о Царе. Для Вас это Белый Ангел, И Вы за него горой. Водил Вас в атаки Врангель, Чтоб жил Николай Второй. Да, многое в жизни пройдено, Многое пройдено зря. Я слушал о светлой Родине, И пропускал про Царя.
80 лет со дня рождения Марины Влади (наст. имя Полякова-Байдарова Мария (Екатерина-Марина) Владимировна) (10.05.1938, Клиши-да-Гаренн близ Парижа), актрисы кино и театра, певицы, литератора из семьи русских эмигрантов. Мать, Милица Евгеньевна Энвальд, была балериной. Отец, Владимир Васильевич Поляков-Байдаров, артистом оперных театров в Париже и Монте-Карло. После смерти отца Марина взяла псевдоним Влади в его честь. «Я — русская, только с французским паспортом» — писала она в воспоминаниях. В детстве занималась в хореографическом училище при Гранд Опера. В кино дебютировала в одиннадцать лет. Всемирная известность пришла после выхода в 1955 фильма режиссера Андре Мишеля "Колдунья", снятого по мотивам повести А. Куприна "Олеся". Картина имела огромный успех в СССР. За главную роль в картине Марко Феррери "Современная история" (в русском прокате "Королева пчел") удостоилась приза Каннского кинофестиваля в номинации "Лучшая актриса" и премии «Золотой глобус». Снималась в картинах советских режиссеров. В 1969 была роль Лики Мизиновой в фильме Юткевича "Сюжет для небольшого рассказа", в 1985 — роль Марко Вовчок в фильме Говорухина "В поисках капитана Гранта" и др. Всего Марина Влади сыграла более 100 ролей в кино и множество — на театральной сцене. Она часто участвовала в чеховских постановках. Сыграла роль Марины Цветаевой в пьесе В. Ольми "Переход". В 1980–2000-е также пела на эстраде, занималась скульптурой. В 2001 снялась в фильме «Воскресение» по роману Л.Н. Толстого. Вместе с В. Высоцким они записали диск «Владимир Высоцкий и Марина Влади» с его песнями. В 1989 написала книгу о Высоцком "Владимир, или Прерванный полет". По книге был поставлен одноименный спектакль, его премьера во Франции состоялась в 2006 на сцене театра Буф дю Норд в Париже, а в 2009 на сцене театрального Центра имени Мейерхольда в Москве состоялась российская премьера. Автор книг "24 кадра в секунду", "Человек в черном", "Мой Вишневый сад", "От сердца к желудку" и др. Награждена «Медалью Пушкина» за большой вклад в развитие культурных связей с РФ, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом (2012). В 2006 в Екатеринбурге открыт памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади.
12 мая
150 лет со дня рождения Леонида Михайловича Савелова (12.05 (30.04) 1868, Варшава, Россия – 19.10.1947, Детройт, США), государственного и общественного деятеля, действительного статского советника, камергера высочайшего двора, генеолога, археографа, прозаика, мемуариста, коллекционера. Обучался в Кадетском корпусе в Полтаве, окончил Орловский кадетский генерала Бахтина корпус в1885. Служил в Харьковской контрольной палате. В 1888 вышел в отставку и поселился в Москве. С 1892 по 1903 — уездный предводитель дворянства Коротоякского уезда Воронежской губернии. В 1904 был причислен к Министерству внутренних дел и переехал в Москву, где стал одним из основателей и учредителей Историко-Родословного Общества (ИРО), его председатель. С 1906 Леонид Михайлович возглавил Археологическую Комиссию Особого комитета по устройству Музея войны 1812 года. С 1908 заведовал Московским архивом Министерства императорского двора, читал лекции в Археологическом институте. В 1910 передал все собранные им исторические материалы (около 6000 документов) и 4000 книг по генеалогии в Исторический музей. В годы Великой войны служил начальником санитарной и эвакуационной частей Красного Креста. В 1916–1917 являлся последним Холмским губернатором, проживал в Казани, куда из Холмской губернии были эвакуированы правительственные учреждения. Февральскую революцию не принял: «Я не принимал ни прямо, ни косвенно участия в создании революции. А будучи по своим политическим взглядам всегда правым, был и есть её враг, т.б. в то время, когда Родина напрягает все свои силы. материальные и духовные для борьбы с сильным врагом, почему я и считаю, что главными преступниками и главными виновниками гибели нашей родины являются такие лица, как Милюков, Родзянко, кн. Львов и вожди нашей армии в лице в. к. Николая Николаевича, Алексеева, Рузского, Брусилова и др.». В 1920 покинул Россию. Жил в Афинах, где преподавал в русской женской гимназии и основал научно-литературный кружок, возобновил генеалогические изыскания. В 1933 он издал труд «Древнее русское дворянство». В 1937 с формулировкой в документах «профессор генеалогии и геральдики» переехал в США. В Нью-Йорке было создано Русское Историко-родословное общество (РИРО), принявшее устав московского ИРО. Л.М. Савелов стал его председателем, а созданный им в 1934 журнал «Новик», посвящённый истории и генеалогии, стал печатным органом общества. Сначала он выходил тиражом 12 экземпляров, так как его печатал на пишущей машинке сам автор-создатель. В конце 1938 Савелов передал издание «Новика» Русскому Историко-родословному обществу в Нью-Йорке. "Новик" выходил до 1963 (после 1945 - как ежегодник). Архив Л.М. Савелова афинского периода эмиграции составляет отдельный фонд в ГАРФ (ф. Р6091).
80 лет со дня рождения Андрея Алексеевича Амальрика (12.05.1938, Москва, СССР – 12.11.1980, Гвадалахара, Испания), литератора, публициста, диссидента. Поступил на исторический факультет МГУ (1960), но в 1963 был отчислен за курсовую работу, в которой защищал “норманнскую версию” возникновения русской государственности. Приобрел известность как коллекционер картин советских художников-авангардистов и в этом качестве познакомился с некоторыми иностранными дипломатами и журналистами. Сочинял пьесы в духе “театра абсурда” одна из них (“Восток—Запад”) шла на сцене амстердамского театра “Глобус». С 1953 его статьи и очерки ходили в самиздате. В первый раз арестован 14.05.1965, осужден за “антиобщественный образ жизни” на два с половиной года ссылки, которую отбывал в Томской области. 20.06.1966 приговор был пересмотрен. Вернулся в Москву и описал свою жизнь в ссылке в книге «Нежеланное путешествие в Сибирь». Работал внештатным сотрудником Агентства печати «Новости». С июня 1968 помогал П. Литвинову в подготовке сборника «Процесс четырех»; после его ареста завершил работу над сборником, передал его иностранным корреспондентам и вскоре был уволен из АПН. Стал работать почтальоном. Участвовал в передаче на Запад рукописи работы А. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». В 1968—1970 его несколько раз задерживали и подвергали обыскам. Арестован во второй раз 21.05.1970 и отправлен в Свердловск, где были проведены следствие и суд. Ему ставили в вину авторство и распространение своих произведений в т.ч. книги «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» (1969) и «Хроники текущих событий». Не признав себя виновным и отказавшись участвовать в судебном разбирательстве, в последнем слове он сказал: «Ни проводимая режимом "охота за ведьмами", ни ее частный пример — этот суд — не вызывают у меня ни малейшего уважения, ни даже страха. Я понимаю, впрочем, что подобные суды рассчитаны на то, чтобы запугать многих, и многие будут запуганы, — и все же я думаю, что начавшийся процесс идейного раскрепощения необратим». Суд приговорил его по ст. 190-1 УК РСФСР к трем годам лагерей. Отбывал срок в Новосибирской и Магаданской областях. В день окончания срока 21.05.1973 прокуратура г. Магадана возбудила против него новое дело и он был приговорен к 3 годам заключения. После объявления приговора начал голодовку, которую держал 117 дней, несмотря на пыточное принудительное кормление. В ноябре 1973 Верховный суд РСФСР заменил лагерь на три года ссылки. Отбывал ссылку в Магадане. В 1973 награжден премией Свободы, присуждаемой нью-йоркским Домом Свободы. Возвратился в Москву в мае 1975, а в июле 1976 покинул СССР навсегда. В эмиграции активно занимался общественной и политической деятельностью, печатался в журналах «Континент», «Ковчег», «Синтаксис». Погиб в автокатастрофе. Реабилитирован в 1991. См. публикации А.А. Амальрика в каталоге библиотеки ДРЗ.
80 лет со дня кончины Александра Евгеньевича Яковлева (25 (13).06.1887, Санкт-Петербург, Россия – 12.05.1938, Париж, Франция), художника, графика, сценографа. Художественное образование получил в Петербургской АХ (1905–1913) и в мастерской Д.Н. Кардовского. Увлёкся графикой и начал сотрудничать с журналами «Аполлон», «Сатирикон» и др. В годы учёбы подружился с В.И. Шухаевым, современники в шутку называли их художниками-близнецами. В выставках участвовал с 1909. Миновав увлечение импрессионизмом, обратился к искусству старых мастеров. За работы «Купание» и «В бане» в 1913 получил звание художника. В 1914 уехал в Италию изучать старую живопись. Успешно занимался портретной живописью и рисунком, особенно в технике сангины (портреты Казарозы, Шаляпина, Павловой, Радлова и др.). Расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве, был одним из оформителей кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде и др. Преподавал в Новой художественной мастерской и в Институте истории искусств. Провёл два года в Монголии, Китае и Японии (1917–1919). В Россию не вернулся, поселился в Париже. Основал вместе с Шухаевым школу в мастерской на Монпарнасе (1921). В 1924–1925 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» в Африку («Черный рейд») и в 1931–1932 на Дальний Восток («Жёлтый рейс»). Выпустил альбомы с репродукциями картин африканского и китайского цикла, отмеченные виртуозной техникой рисунка. Создал декорации для балета Иды Рубинштейн, участвовал в парижских салонах, в групповых выставках русских художников, расписал концертный зал на улице Перголез на тему «Сказки Пушкина и музыка». Отдавал свои картины для благотворительных лотерей в пользу различных русских обществ, комитетов, союзов. В 1934 уехал в США, преподавал в Школе изящных искусств в Бостоне (1935–1937). Незадолго до смерти вернулся в Париж. Его картины и рисунки рассеяны по всему миру в частных собраниях и музеях. В России главным образом это ранние работы, представленные в ГРМ, ГТГ и в провинциальных музеях.
Далее>>
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/pamiatnye daty 05.2018/
|
|