Памятные даты русского зарубежья, апрель 20181 апреля
145 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова 1.04 (20.03).1873, имение Онега Новгородской губ., Россия – 28.03.1943, Беверли-Хилз, США), композитора, пианиста, дирижёра, деятеля культуры, благотворителя. Музыкальные способности Сергея Васильевича проявились очень рано. В 1885 поступил на младшее отделение Московской консерватории к Н.С. Звереву, перейдя на старшее отделение, учился у своего двоюродного брата, А.И. Зилоти, по классу фортепиано, у С. Танеева — по теоретическим предметам, у А. Аренского — по композиции. В 1891 окончил консерваторию по классу фортепиано, а через год — по классу композиции с Большой золотой медалью. Дипломная работа — опера «Алеко», написанная за 17 дней, была поставлена в Большом театре в 1893. В 1895 приглашён дирижером в Московскую частную оперу С. Мамонтова, где познакомился с Ф.И. Шаляпиным, дружба с которым продолжалась всю жизнь. В 1899 успешно прошли гастроли в Лондоне, а опера «Алеко» была поставлена в Петербурге. Он продолжил работу дирижёра уже в Большом театре (1904-1906). Весной 1906 уехал с семьей в Дрезден на три года, совершил большое концертное турне по Америке. Написал такие значительные сочинения, как Третий фортепианный концерт (1909), этюды-картины (1910–1911), романсы (1912), "Колокола" (1913), "Всенощная" (1915) и др. Не приняв Октябрьской революции, Рахманиновы покинули Россию в конце 1917, перебрались сначала в Швецию, затем — в США. В 1918-1926 Сергей Васильевич занимался только концертно-пианистической деятельностью. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». Ему пришлось расширить свой репертуар, и наряду с собственными исполнять сочинения других композиторов. В 1930 в Швейцарии было куплено поместье, которое назвали Сенар (Сергей и Наталья Рахманиновы). Он стал заядлым автомобилистом, любил управлять моторной лодкой и яхтой. Был одним из основателей Русской консерватории в Париже (1924). В 1931 дал согласие на присвоение консерватории его имени, принял звание её почетного директора. В течение многих лет жертвовал средства на нужды русской эмиграции, оказывал материальную помощь соотечественникам: М.В. Добужинскому, И.И. Сикорскому, М.А. Чехову, И.А. Ильину, сделал пожертвование на сооружение Храма-памятника на Русском военном кладбище в Мурмелоне (1937), помогал Русскому студенческому христианскому движению (РСХД) и др. В 1939 Рахманинов с семьей вернулся в Нью-Йорк. В последние 14 лет им было написано несколько крупных произведений в разных жанрах. Продолжал много концертировать. Свое творческое credo композитор высказал в декабре 1941 в интервью, ставшем последним: «В моих собственных сочинениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным, или романтиком, или национальным, или каким-либо еще. Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал внутри себя. Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мое мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская». Он внимательно следил за ходом Великой Отечественной войны. Сбор от нескольких концертов передал русскому консулу в Нью-Йорке. Свой дар он сопроводил письмом: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов».
3 апреля
115 лет со дня рождения Ростислава Мстиславовича Добужинского (3.04 (21.03).1903, Санкт-Петербург, Россия – 23.06.2000, Париж, Франция), сценографа, художника-декоратора. Сын М.В. Добужинского. С детства был приобщен к искусству, копировал театральные эскизы отца. Учился в петербургской гимназии К.И. Мая одновременно с Н.А. Бенуа, ставшим его другом на всю жизнь. Занимался в мастерской Д.Н. Кардовского, в петроградских Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ, 1918–1920). Работал в Большом драматическом и Студийном театрах, а с 1922 — в Молодом театре. В декабре 1924 эмигрировал с женой в Литву, где вместе с отцом выполнял декорации к «Пиковой даме» для Литовского государственного театра в Каунасе (1925). Летом 1925 переехал в Париж. Учился в Национальной школе декоративных искусств (1925–1927). Писал декорации для труппы Ж. Питоева, театра «Летучая мышь» Н. Балиева, Шведского балета и Ballet Russe de Monte-Carlo. Сотрудничал в ателье художественной рекламы «Лубок», организованном М. Корнфельдом, рисовал афиши для «Луна-фильм», исполнял рисунки для оберточной бумаги фирмы Я. Маковского. Участвовал в выставке русского искусства в Брюсселе (1928). Был членом и инструктором Национальной организации русских скаутов (НОРС), выполнял декорации для спектаклей студенческой драматической студии НОРС. В годы Второй мировой войны оставался в Париже, был художником-декоратором Театра русской драмы (1943). После войны открыл собственную мастерскую театральных декораций. Работал для театров: Гранд-Опера, Опера-Комик, Комеди-Франсез, Ковент-Гарден, оперных театров Амстердама и Стокгольма, Русского балета Монте-Карло и др. Выполнял также заказы для телевидения и кинематографа, иллюстрировал книги на русском и сербском языках, в т. ч. 6-томное издание «Закона Божьего». Участвовал в салоне Независимых (1981). После смерти отца вместе с братом учредил Международное общество друзей искусства М.В. Добужинского. Подготовил к изданию монографию об отце (Mstislav V. Dobujinsky. Documentary booklet. New York–Paris, 1971) и книгу его воспоминаний (совместно с братом и художником Е.Е. Климовым).
85 лет со дня кончины Алексея Васильевича Пешехонова (2.02 (21.01).1867, с. Чукаево, Старицкий у. Тверской губ., Россия – 3.4.1933, Рига, Латвия, похоронен в Петербурге, на Волковом кладбище), политического деятеля, статистика, экономиста. Учился в Твери в духовном училище, затем в семинарии. Был исключен из семинарии за издание нелегального рукописного журнала «Из-под гнета». С 1893 служил в Орловском статистическом бюро, где познакомился с лидерами партии «Народное право», оказывал ей поддержку, однако в нее не входил, так как выступал против террористических методов борьбы. После того, как в 1898 ему была запрещена земская служба, стал литератором. В своих статьях обосновывал народнические взгляды на крестьянство, доказавшие его экономическую устойчивость, социальную общность с рабочим классом. В 1898 возглавил в журнале "Русское богатство" отдел «Хроника внутренней жизни». Стремился возродить традиции народничества 1870-х и объединить революционные и оппозиционные силы для борьбы с самодержавием. Начал сотрудничать в газете «Революционная Россия», ставшей позднее центральным органом эсеровской партии. Изменив отношение к террору, оказывал помощь эсерам в подготовке покушения на министра внутренних дел В. Плеве. Одновременно вместе с П. Милюковым составил «проект конституции», способной объединить антиправительственные силы. Органом, способным разрешить противоречия русской жизни, считал Учредительное собрание, избранное на основе свободного, равного, прямого и тайного голосования. Отстаивал идею национализации земли, передачи права собственности на землю государству. Во время Февральской революции вел активную общественную и политическую деятельность. Как представитель от партии энесов вошел в Исполком Совета рабочих депутатов. Участвовал в Москве в подготовке и работе конференции народно-социалистической партии. На объединительном съезде энесов с трудовиками (июнь 1917) был избран в ЦК Трудовой народно-социалистической партии, редактором и издателем ее центральной газеты "Народное слово". Входил в Главный оргкомитет Всероссийского Крестьянского союза. С 26 мая по 26 августа 1917 - министр продовольствия во Временном правительстве. Поводом для ухода в отставку явилось повышение вдвое (без его согласия) цен на хлеб. К октябрьскому перевороту Пешехонов отнесся отрицательно, был поборником создания широкой коалиции для борьбы с большевиками. Один из основателей и активных деятелей Союза возрождения России. С февраля 1918 жил в Москве. Участник Белого движения. В июле 1922 арестован, а в октябре выслан из России. Алексей Васильевич не представлял для себя жизни вне России, поэтому считал, что, лишив его родины, большевики не могли нанести ему удара «более тяжелого и мучительного, более тяжкого и оскорбительного». Жил в Риге, Праге, Берлине. Внимательно следил за тем, что происходило в России, написал ряд работ: «Почему я не эмигрировал», «Родина и эмиграция» и др. Эти выступления «были страстным и красноречивым призывом к эмиграции — ... вернуться в Россию, — хотя бы «духовно» (П.Н. Милюков). Звал не к примирению с большевизмом, а к продолжению борьбы с ним, но с учетом происходивших в России изменений. Он сохранял веру в свои идеалы демократии и социализма, стремился в Россию, чтобы увлечь своими идеалами молодежь, оторвав ее «от монархизма и большевизма». В 1925 подал в берлинское советское полпредство заявление о своем желании вернуться на родину, но получил отказ. Через год подал заявление в пражское полпредство и в августе 1927 получил предложение из Москвы занять место экономического консультанта в странах Балтии.
55 лет со дня кончины Николая Павловича Рыбакова (1.05 (19.04).1890 – 8.04.1963, Нью-Йорк, США), полковника, издателя, журналиста, общественного деятеля. Учился в Петербурге в Политехническом институте. Во время Великой войны окончил Владимирское военное училище. На фронте — в пехотных частях. После Октября 1917 в Добровольческой армии, в белых войсках Восточного фронта, офицер службы Генерального штаба. В эмиграции с 1920. После 1922 в США, где основал в 1933 и до самой смерти издавал в Нью-Йорке русские монархические издания: газету «Россия» и журнал «Russia», служившие органами информации и связи между русскими эмигрантами, прибывшими в США после Гражданской войны в России и после 1945. Оба издания ставили своей задачей правильное освещение русской истории и обращали внимание на принципиальную разницу между такими понятиями как Россия и СССР. В этой «жертвенной работе без средств и долгие годы без всяких служащих», Николаю Павловичу помогала его супруга Тамара Анатольевна. Участник Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), состоявшегося 14–24 августа 1938 в Сремских Карловцах в Югославии. Член Исполнительного комитета Российских антикоммунистических организаций в США.
9 апреля
135 лет со дня рождения Ивана Александровича Ильина (псевд. Н. Иванов, Н. Костомаров, Юстус, И.Л., Ивер, С.П., Старый политик, Православный, Странник, Ослябя, Пересвет, Карл Брабазиус, д-р Алфред Норманн, Юлиус Швейкерт) (9.04 (28.03).1983, Москва, Россия – 21.12.1954, Цолликон близ Цюриха, Швейцария, перезахоронен в 2005 в Донском монастыре в Москве), православного мыслителя и философа, правоведа, публициста. Окончил юридический факультет Московского университета (1906). Учился у П. Новгородцева, был оставлен на факультете. После Февраля 1917 включился в общественную жизнь России. Издавал брошюры по вопросам правового государства. Выступал против угрозы захвата власти большевиками в газетах «Утро России» и «Русские ведомости». Защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», получил степень доктора государственного права, а также звание профессора Московского университета. К Октябрьскому перевороту отнесся резко отрицательно. Осенью 1922 был арестован, судим и выслан в Германию на пароходе «Обербургомистр Хакен». В Берлине включился в создание очага русской культуры. В 1923 принял участие в открытии Научного института, Религиозно-Философской академии, Философского общества и религиозно-философского журнала при нем. В 1926 стал активным участником Российского Зарубежного съезда, в эти годы за ним закрепилась репутация вне- и надпартийного идеолога Белого движения. Он был тесно связан с Русским общевоинским союзом (РОВС). Публиковал свои статьи в газетах «Новое время», «Галлиполиец», «Слово», «Наша газета», в журналах «Русская мысль», «Перезвоны» и др. В 1925-1926 входил в редакцию парижской газеты «Возрождение», после активно печатался там. С 1927 по 1930 издавал свой собственный журнал «Русский колокол» с характерным для его философии подзаголовком «Журнал волевой идеи». Печатался также в газетах «Россия и славянство» и «Русский инвалид». В 1930 участвовал в работе Сент-Жюльенского съезда, организованного Лигой Обера. С приходом Гитлера к власти его уволили из Русского научного института, запретили печататься и выступать публично. В 1938 он переехал в Швейцарию, где благодаря финансовой поддержки С.В. Рахманинова получил вид на жительство, но ему запретили заниматься политической деятельностью. Поселившись в Цолликоне, продолжил чтение лекций, но только на религиозно-философские и литературные темы. В 1948-1954 посылал листки-бюллетени РОВСу без подписи, которые были изданы под названием «Наши задачи». В 1953 опубликовал в Париже труд 30-ти лет своей жизни — «Аксиомы религиозного опыта». Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках. И.А. Ильин принадлежал той философской эпохе, которую принято называть «русским религиозным ренессансом». Во главу угла ставил "философию как духовное делание". Считал, что самое главное в человеке — это Дух. «…Будет понятно, если мы определим дух, как потребность священного и как радость верного ранга; если мы опишем его как дар молитвы, как силу поющего сердца; и как жилище совести; если мы обозначим его как местоположение художественного искусства; как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры... В действительности дух есть — все это сразу. Но это надо непременно испытать и увидеть самому: необходимо духовно прозреть". Ещё в 1934 И.А. Ильин сформулировал грядущие задачи русского народа: «Мы должны сказать всему остальному миру, что Россия жива, что хоронить её — близоруко и неумно; что мы — не человеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, с русским разумом и русским талантом». Был убежден, что России нужна новая идея — «религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию». В 2008 в Москве на здании МГУ на Моховой была установлена мемориальная доска в память об Иване Александровиче Ильине — выпускнике и преподавателе университета. См. публикации И.А. Ильина в каталоге библиотеки ДРЗ.
85 лет со дня открытия в Белграде Русского дома имени Императора Николая II Романова. Своим появлением Русский дом обязан принятию в среде русской эмиграции положения о «русских Афинах», т.е. о развитии национальной эмигрантской культуры, которая должна была вернуться в Россию. Построенный архитектором В. Баумгартеном в стиле русского ампира на деньги русских эмигрантов при поддержке сербского короля Александра I Карагеоргиевича, он разместил под своей крышей многочисленные организации русского зарубежья в Югославии: дом-музей последнего императора, музей русской конницы, Союз русских писателей и журналистов в Югославии. Здесь же находилась сербско-русская гимназия, Русское музыкальное общество, Объединения хорового пения, Общество русских художников и «Русский сокол». Русский научный институт в его стенах развернул активную издательскую работу, выпустил «Материалы для библиографии русских научных трудов за рубежом» и 17 томов «Записок Русского научного института в Белграде» (1930–1941). Русская публичная библиотека, открытая в 1920, обладала книжным фондом (60 000), кабинетом для научной работы, имела большое число читателей. При библиотеке был создан архив. Многие эмигранты под конец жизни завещали архиву свои материалы (например, богатый архив П.Б. Струве). В Русский дом переселилась «Издательская комиссия», которая фактически стала главным издательством русской литературы после берлинских, парижских и пражских. Там работал Русский драматический театр во главе с Ю. Ракитиным и Русский общедоступный драматический театр во главе с А. Череповым. Был русский ресторан. Стал во главе Дома А. Белич, председатель Русского культурного комитета и Государственной комиссии помощи русским беженцам. Это был действительно центр сосредоточения всех русских беженцев, которые в то время находились в Сербии (более 70000). Во время Второй мировой войны Дом в принципе не закрывался, но многого уже не было. В октябре 1944-го освободили Белград. В 1946 Иосиф Броз Тито передал здание Русского Дома «советскому народу». Он стал называться Домом Советской культуры. С 1994 официально называется Российским центром науки и культуры (РЦНК), посетители его по-прежнему называют Русским домом. См. материалы выставки, посвященной 80-летию Русского Дома.
10 апреля
90 лет со дня рождения Георгия Викторовича Месснера (10.04.1928, Скопле, Кор. СХС – 24.01.1996, Си Клифф, США), инженера-электротехника, политического и общественного деятеля. Родился в семье белого офицера. Учился в Белграде в немецкой начальной школе, затем в русской гимназии, где познакомился с русскими скаутами и членами НТСНП (Национально-Трудовой Союз Нового Поколения, последнее название Народно-трудовой союз (НТС). В 1944 при приближении советских войск стал беженцем. С 1944 по 1945 в Судетах и Австрии, затем поступил в офицерскую школу в Мюнзингене (Германия). Окончание войны встретил в Чехии. После демобилизации переехал в Мюнхен. Находился в лагерях ди-пи. Участвовал в деятельности ОРЮР (Организация российских юных разведчиков), НТС и центра «Милосердный самарянин» отца Александра Киселёва. Член НТС с 1946. В 1950 переехал в США. Работал на заводе, вечерами учился на электротехническом факультете Нью-Йоркского городского университета. По окончанию университета — инженер в фирме Photocircuits, в которой разрабатывал печатные схемы для электронной аппаратуры (1960). Наладил первую в мире линию по производству многослойных печатных схем (1961). Директор по разработке процессов (1963–1971), управляющий технической информацией «РСК Technology». Автор более 150 статей и докладов на международных конференциях. Состоял членом и председателем ряда профессиональных объединений в области микроэлектроники. Имеет награды. Выступал с докладами в Москве и Санкт-Петербурге (1994-1995). Участвовал в воспитательной работе ОРЮР и в деятельности благотворительной организации «Дар жизни», занимавшейся обеспечением приезда из России в США детей, нуждающихся в операции на открытом сердце. Поддерживал деятельность скаутов-разведчиков в Санкт-Петербурге (дружина «Крым») и исследования по истории Власовского движения. По инициативе и при финансовом участии Георгия Викторовича в России были изданы труды его дяди, полковника Е.Э. Месснера.
13 апреля
50 лет со дня кончины Петра Николаевича Савицкого (псевд. П.В. Логовиков, С. Лубенский, П. Востоков) (15 (3).05.1895, Савищево Черниговской губ., Россия – 13.04.1968, Прага, Чехословакия), географа, геополитика, экономиста, культуролога, поэта, одного из основателей и идеологов движения евразийства. Учился на экономическом факультете Петроградского политехнического института у П.Б. Струве. После окончания института (1917) и защиты магистерской диссертации работал в российском посольстве в Норвегии. В годы Гражданской войны служил в штабе генерала П.Н. Врангеля. В эмиграции с 1920. Жил в Болгарии, где под влиянием книги Н.С. Трубецкого «Европа и человечество» отошёл от концепции европоцентризма П.Б. Струве, дополнив идеи Трубецкого пониманием России как «срединного материка» между Европой и Азией — Евразии, которые вызрели у него в годы Гражданской войны. Принял участие в первом сборнике евразийцев «Исход к Востоку», печатался и в последующих выпусках. В 1921 переехал в Прагу, был приват-доцентом Русского юридического факультета Карлова университета и директором Русской гимназии. Здесь были написаны его труды «Россия — особый географический мир» (1927), «Месторазвитие русской промышленности» (1932), «Геополитические заметки о русской истории» (1927), «О задачах кочевниковедения» (1928). В 1927 в Праге вышла его монография «Географические особенности России. Ч. I. Растительность и почвы». Савицкий считал одним из главных факторов исторического процесса тесную связь жизни народа с его географической основой — «месторазвитием» (его терминология). «Россия не Европа и не Азия, а особый культурный мир, лежащий между Азией и Европой, исторически развивающийся то во взаимодействии, то в борьбе и с Европой, и с Азией». В 1938–1939 работал над книгой «Основы геополитики России» (не закончена). Во время фашистской оккупации Чехословакии был репрессирован за публичное высказывание «Россия непобедима», но остался жив. По свидетельству ученого, его спасло дворянское происхождение и бывшие ученики по немецкому университету в Праге, и еще то, что «немцы не любят расстреливать или вешать своих учителей». После вступления в Прагу Красной армии был арестован СМЕРШем в мае 1945. По обвинению в организации «контрреволюционного движения евразийцев с целью свержения советской власти и уничтожения коммунистической партии» получил 8 лет лагерей. Отбывал наказание в Дубровлаге (Мордовия). Тем временем его труды с восторгом были приняты специалистами в СССР. Идея его «периодической системы» природных зон Евразии была изложена на родине в фундаментальном труде «Ботаническая география СССР» академиком Н.В. Павловым в1948. Многие советские учёные ходатайствовали перед властями об его освобождении. В 1954 он был переведен в Подмосковье, в 1956 — освобожден и реабилитирован. От предложения остаться в Москве отказался и вернулся в Прагу. После возвращения за издание стихов во Франции в 1960, в которых иногда звучала лагерная тема, был вновь помещен в тюрьму местной властью, но срок был непродолжительным, так как вмешалась мировая общественность, и особенно Бертран Рассел. В 1956 состоялось заочное знакомство Петра Николаевича Савицкого и Льва Николаевича Гумилёва через профессора-историка М.А. Гуковского, сидевшего в тех же мордовских лагерях. Савицкий и Гумилёв впервые встретятся на Археологическом конгрессе в Праге (1966). Переписка двух ученых продолжалась до смерти Петра Николаевича, письма и труды которого оказали первостепенное влияние на формирование исторической концепции Гумилева. См. публикации П.Н Савицкого в каталоге библиотеки ДРЗ.
14 апреля
95 лет со дня рождения Анатолия Александровича Голубинцева (Глена) (14.04.1923, София, Болгария), врача-психиатра, общественного деятеля. Сын генерал-майора А.В. Голубинцева, Окончил с отличием русскую гимназию в Софии (1940). В 1940-1944 учился на медицинском факультете Софийского университета, конец войны встретил с семьёй в Германии в лагерях ди-пи. Закончил медицинский факультет Мюнхенского университета по специальности врач-психиатр (1950). Переехал в США в 1950. Занимался частной практикой (1950–1957). Гражданин США с 1957. Был принят на государственную службу в госпитали для ветеранов в Кливленде, Врексвилле и Санкт-Петербурге. Получил разрешение на работу по специальности в штатах Северная Дакота (1957) и Огайо (1960). В госпитале Кэйз Вестерн Резерв (Кливленд, штат Огайо) сдал экзамены Американской комиссии по неврологии и психиатрии и получил диплом. (1970). Его 25-летие на государственной службе было отмечено грамотой и наградным значком (1982). Публиковал в медицинских журналах статьи по психиатрии. С 1986 на пенсии. Член Американской медицинской ассоциации и Национальной ассоциации бывших федеральных служащих. Вице-председатель Культурно-просветительного Русского общества в Кливленде, вёл радиопередачу на русском языке (1960-1978). Член КРА (Конгресса Русских Американцев) с начала 1980-х. С 1987 был председателем Русско-Американского клуба в Санкт-Петербурге (штат Флорида). Редактор ежемесячного Информационного бюллетеня. Анатолий Александрович передал рукопись рассказов отца, Александра Васильевича, в Россию. Сборник рассказов А.В. Голубинцева «Потухшие искры» был издан в 2005 Фондом «Казачье Зарубежье».
45 лет со дня кончины Василий Иванович Шухаева (24 (12).01.1887, Москва, Россия –14.04.1973, Тбилиси, СССР), живописца, графика, сценографа, педагога. Закончил Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). В 1906 поступил в АХ, в 1908 — принят в мастерскую Д.Н. Кардовского. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А.Н. Бенуа. В 1913–1914 вместе с Яковлевым путешествовал по Италии. С началом Великой войны в ноябре 1914 вернулся в Петроград. В октябре 1915 и январе 1916 на фронте исполнил сангиной серию портретов офицеров. По предложению архитектора А.В. Щусева работал над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия). С осени 1915 до 1917 преподавал рисунок и живопись в Новой художественной мастерской, в 1915–1916 — на Женских курсах высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой. В 1917 был избран членом «Мира искусства». В 1917–1918 — профессор живописи, рисунка и декоративного искусства в натурном классе ЦУТР. В феврале 1918 был избран профессором по живописному отделению АХ; с 1918 по 1920 руководил там мастерской живописи и преподавал рисунок. Принял участие в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября. Участвовал в выставке «Мир искусства» (1918, 70 работ) и в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919). В январе 1920 вместе с женой и художниками И.А. Пуни и К.Л. Богуславской по льду Финского залива перешел границу с Финляндией. В 1921 по приглашению А.Е. Яковлева приехал в Париж. Вместе с ним в декабре 1921 открыл там собственную художественную школу-мастерскую, где преподавал до 1930. Преподавал также в Русском художественно-промышленном институте, созданном Н.В. Глобой, и вел занятия в Русской художественной академии Т.Л. Сухотиной-Толстой. В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи, создавал портреты, в т.ч. Н.Ф. Балиева, А.К. Боровского, Е.Я. Белоусова, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Ф.И. Шаляпина и др. В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese. Иллюстрировал книги русских писателей для парижского издательства Я. С. Шифрина «Плеяда». В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры, оформлял спектакли, участвовал в выставках парижской группы «Мир искусства» в Осеннем салоне, в выставке современного французского искусства в Москве и др. В феврале 1935 вернулся в СССР. Поселился в Ленинграде, получил персональную мастерскую в АХ. Профессор факультета живописи, а также преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР в Москве (1935–1937). Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. В.И. Ленина, эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), и фресок для ЦПКиО имени А.М. Горького в Москве (1936). В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. Оформлял оперные и театральные спектакли. В апреле 1937 вместе с женой, художницей В.Ф. Шухаевой, был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 лет лагерей. До февраля 1939 работал на лесоповале близ поселка Кинжал на Колыме, затем — в ремонтном цехе близ лагпункта Стрелка в бухте Нагаева и там же — художником-оформителем. В 1940 был переведен в Магадан, с 1941 — главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 — в качестве вольнонаемного). 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания». В 1947 поселился в Тбилиси.
16 апреля
85 лет со дня выхода в Нью-Йорке первого номера газеты монархической направленности «Россия» (1933–1973, С № 49, 14.03.1934 — еженедельная газета. Орган Центрального правления объединенных русских национальных организаций; с № 142, 16.03.1935 — ежедневная газета; с 1966 — два раза в неделю; с № 8254, 28.08.1971 — Национальная и надпартийная газета; с 1973 — 3 раза в неделю). Редакторы: Николай Павлович Рыбаков, Н.А. Мельников (со-ред) — с № 49, 14 март. 1934; Н.П. Рыбаков — с 1935; Григорий Валерианович Месняев — с 1963; Георгий Борисович Александровский — с 1968. Основателем издания, редактором и идейным вдохновителем на протяжении многих лет вплоть до своей смерти был полковник Н.П. Рыбаков. После его смерти выпуском газеты занималась редакционная комиссия. С 1967 вся работа по выпуску газеты легла на плечи Г.Б. Александровского. В это время газета издавалась в крайне сложных финансовых условиях, благодаря деятельности нескольких энтузиастов. Александровский взял на себя львиную долю обязанностей, которые выполнял безвозмездно в свободное время от основной работы инженера. Как и в большинстве русских эмигрантских изданий, к сотрудничеству привлекались внештатные авторы. Издание продолжало существовать благодаря режиму строжайшей экономии и некоторым доходам от традиционного ежегодного бала, посвященного газете «Россия». Часто редактору приходилось вкладывать собственные средства в бюджет издания. На протяжении всего своего существования газета оставалась антисоветской и выступала с публикациями, направленными против политики СССР и коммунистических идей в целом. Авторы издания считали возможным восстановление монархической власти в России. Но решение о будущем политическом устройстве российского государства могло быть принято только на Земском Соборе. В отличие от ряда монархических организаций и изданий, «Россия», входившая в состав Всероссийского комитета освобождения (б. РАЦ – Российский антикоммунистический центр), не поддерживала великого князя Владимира Кирилловича Романова, объявившего себя Главой Российского Императорского Дома в 1938. После Второй мировой войны у многих русских эмигрантских изданий в Америке, в т.ч. у "России" резко упал тираж. Уходили из жизни преданные читатели — представители послереволюционной эмиграции, а среди прибывавших в США представителей «второй эмиграции» далеко не все разделяли её монархические идеи. К 1969 круг постоянных подписчиков газеты составлял лишь около 100 «белоэмигрантов» и чуть больше тысячи послевоенных советских беженцев. После того, как в апреле 1973 Георгий Борисович получил тяжелые травмы в автокатастрофе, группа энтузиастов попыталась продолжить выпуск газеты, но безуспешно.
17 апреля
115 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Набокова (17 (4).04.1903, Любча Новогрудского уезда Минской губ., Россия – 6.04.1978, Нью-Йорк, США), композитора, музыкального критика. Двоюродный брат писателя В.В. Набокова. Учился музыке у В.И. Ребикова. В эмиграции с 1919 .в Германии. Продолжил обучение в Штутгартской и Страсбургской консерваториях (1920–1922), в Высшей школе музыки в Берлине (1922–1923) и в Сорбонне, переехав в 1923 в Париж, где получил степень бакалавра искусств (1924). Познакомился с С. Дягилевым, предложившем ему написать музыку для Русского балета. Первой значительной музыкальной работой Набокова был балет-оратория «Ода» (по оде Ломоносова, 1928). «Трое суток до того мгновения, когда в последний раз упал занавес на прошедшей с огромным успехом премьере «Оды», я жил в состоянии какого-то лихорадочного безумия, – вспоминал Набоков. – Работал без отдыха, одурел от бессонницы, но был охвачен воодушевлением, подобного которому не испытывал никогда в жизни». Со смертью Дягилева в 1929-м закончился парижский период композитора. «...О многих страницах его музыки можно сказать, что они напевны, даже проще: они поют» (Б. Асафьев). Летом 1933 он отправился с женой в Нью-Йорк. Вскоре в Америку прибыл Русский балет Монте-Карло, основанный Дж. Баланчиным. И первой его постановкой стал балет «Мирный союз» на музыку Набокова, в главных ролях были заняты Леонид Мясин и Тамара Туманова. В Америке Набоков пишет: балеты «Афродита», «Жизнь Полишинеля», «Напрасные усилия любви», «Последний цветок», «Библейскую симфонию» и симфонию «Молитва», кантату «Америка была надеждой», оратории, концерты и увертюры, фортепианные пьесы и др. Перелагает на голос с оркестром 5 стихотворений Ахматовой и 4 — Пастернака. В 1943 принимает участие в общественных акциях. Для него это не было бегством из музыки, напротив, он втянулся в политику вместе с музыкой. В 1950—1951 служил музыкальным директором Американской академии в Риме. В 1951 стал генеральным секретарем Конгресса за Свободу Культуры и оставался им более 15 лет, занимаясь организацией музыкальных фестивалей. C 1952 по 1963 — генеральный секретарь музыкальной секции ЮНЕСКО в Париже, в 1963–1968 — художественный руководитель фестивалей в Берлине (1952), Риме (1954), Токио (1961) и др. В 1967 после фактического роспуска Конгресса за Свободу Культуры преподавал в американских университетах, а в 1970 стал композитором-резидентом в институте Аспена (до 1973). В 1971 сочинил свою вторую оперу «Напрасные усилия любви» (либретто У. Одена и Ч. Кальмана), которая была поставлена в брюссельском театре Ла Монне в 1973. Автор музыкально-критических статей в журналах Америки и Европы. Первое издание его книги "Багаж. Мемуары русского космополита" вышло в Нью-Йорке в 1975.
Далее >>
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/pamiatnye daty 04.2018/
|
|