Памятные даты русского зарубежья, декабрь 2017 - стр. 226 декабря
55 лет со дня кончины Николая Дмитриевича Миллиоти (Милиоти) (28 (16).01.1874, Москва, Россия – 26.12.1962, Париж, Франция), живописца, сценографа. Окончил 3-ю классическую гимназию. В 1894–1900 занимался в МУЖВЗ у А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака и В. А. Серова, посещал К. А. Коровина. В 1898 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, окончил его в Париже в Сорбонне. Недолго занимался в академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лорана, Б. Констана и М. Уистлера. В 1900-е писал символические картины, стилизованные «галантные» сцены: «Волшебная роза», «Печальные птицы», «Пастораль», «Les Galants», и др., сотрудничал в журнале «Золотое руно» и участвовал в выставках. В апреле 1907 был одним из организаторов выставки «Голубая роза» в Москве. В 1910 вышел из СРХ вместе с группой А. Н. Бенуа и стал одним из учредителей объединения «Мир искусства», входил в его комитет (1912–1916). Участник Великой войны, был дважды контужен, награжден золотым оружием. В 1918 выехал в Ялту, откуда в 1920 вместе с Ю.Л. Сазоновой-Слонимской эмигрировал в Константинополь. В Москве остались жена Е.Д. Благая и двое сыновей Юрий и Павел. После Константинополя недолго жил в Софии. В 1921–1922 работал в Берлине, в ноябре 1921 стал одним из учредителей Дома искусств. В 1923 поселился в Париже. Его мастерскую на площади Сорбонны, 3-бис, посещали Поль Валери, Райнер Мария Рильке, Андре Моруа. Писал портреты (А. Н. Бенуа, Н. А. Тэффи, Т. Л. Сухотина-Толстая, Ф. И. Шаляпин), создавал декорации и костюмы для спектаклей. В 1925 побывал в Америке. Путешествовал по Италии, Испании, Голландии и Германии. В 1929–1930 преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой, затем давал частные уроки (его ученики — Л. Успенский, Г. Круг). В 1931 стал членом правления Союза деятелей русского искусства во Франции, с 1933 – член секции художников, созданной при союзе. Неоднократно жертвовал свои картины для благотворительных лотерей в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым, Московского землячества и др. В 1940–1942 жил в Биаррице, где создал серию рисунков «Разрушения и бедствия войны» и участвовал в групповых выставках. В 1942 вернулся в Париж. После его смерти почитательница таланта художника Л. Панаева отправила его картины в Москву. Представлен в ГРМ, ГТГ, музеях Парижа, Белграда, Софии, Праги и Мальмё.
155 лет со дня рождения Александра Валентиновича Амфитеатрова (26 (14).12.1862, Калуга, Россия – 26.02.1938, Леванто, Италия), оперного певца, писателя, журналиста. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). Некоторое время увлекался оперным пением. Был зачислен в труппу Мариинского театра. В 1889 оставил оперную карьеру, полностью посвятив себя литературе и журналистике. Начал печататься ещё в студенчестве, с 1882 в юмористических журналах «Будильник» и «Осколки». Работал в газете А.С. Суворина «Новое время» (1891–1899), вышел из редакции. Опубликовал роман "Людмила Верховская" (М.,1890), сборник рассказов "Психопаты" (М., 1893) и др. До революции Амфитеатров не раз подвергался преследованиям за свое критическое отношение к самодержавию (фельетон Господа Обмановы, 1902, в котором высмеивается правящая династия, повлек за собой высылку автора в Минусинск, замененный затем Вологдой). После освобождения из ссылки выехал в Париж в 1904, где издавал журнал "Красное знамя"(1906–1907). С 1906 по 1916 г. постоянно жил в Италии, близко сошелся с М. Горьким, который впоследствии стал одной из основных мишеней его обличительной публицистики в связи с позицией, занятой пролетарским писателем после октябрьской революции. Работал над историческими романами, объединенными общим заглавием «Концы и начала». В 1916 вернулся в Россию. В 1917 за критику в печати министра Протопопова выслан в Иркутск, но освобождён Февральской революцией. К тому времени многочисленные романы, пьесы, очерки, памфлеты принесли Амфитеатрову широкую известность, его называли «русским Золя». Четыре послеоктябрьских года прожил в Петрограде, откуда в августе 1921 бежал с семьей за границу (на лодке через Финский залив) и через Гельсингфорс, Берлин и Прагу вернулся в Леванто, в свой дом на берегу Генуэзского залива. Опыт этих лет отражен в публицистической книге «Горестные заметы» (1922). Вопрос о возвращении на родину никогда не вставал перед писателем. В письме к литератору Д.А. Лутохину от 27 декабря 1923 он отмечал: «...если в эмиграции останется только один человек — это буду я» (РО ИРЛИ. Ф.592). Постоянно сотрудничал с газетой "Возрождение", поддерживал организацию "Братство русской правды", печатался также в журналах «Сполохи», «Иллюстрированная Россия», «Меч» и др. И.С. Шмелев проникновенно сказал о многосторонности дарования Александра Валентиновича, широте его писательской натуры: «Он и романист, и публицист, и историк, и драматург, и лингвист, и этнограф, и историк искусства и литературы, нашей и мировой — он энциклопедист-писатель, он русский писатель широкого размаха, большой писатель, неуемный русский талант — характер, тратящийся порой без меры» (Россия и славянство. 1932. 23 июля). См. публикации А.В. Амфитеатрова в каталоге библиотеки ДРЗ.
28 декабря
110 лет со дня рождения Игоря Леонидовича Сенкевича (28 (15).12.1907, Бендеры Бессарабской губ., Россия – 10.05.2006, Монреаль, Канада), учёного-энтомолога, агронома. Поскольку он учился в русской школе в Кишинёве, его выпускной аттестат, выданный в 1928, не был признан румынскими властями. В нем была сделана запись «Без права продолжать обучение». Выпускники таких школ были вынуждены получать высшее образование за рубежом. Он уехал во Францию, в Тулузу, где в 1931 получил диплом агронома. Увлекался энтомологией, наукой о насекомых, давно и уже тогда занимался научными исследованиями. В 1944 переехал в Бухарест, где до 1956 работал энтомологом в министерстве сельского хозяйства Румынии. В 1956-1964 — научный работник и куратор коллекций в отделе энтомологии Музея естественной истории «Григоре Антипа» Бухарестского университета. Его любимыми афоризмами были: «Самый богатый человек – это тот, кто доволен тем, что у него есть» и «Самый сильный человек тот, кому удалось победить себя». Польский, язык – язык своих предков освоил довольно поздно – он осознавал себя русским православным человеком. Тем не менее, у него была обширная переписка с польскими учеными. В 1960 он обратился к властям Румынии за разрешением поехать учиться в докторантуру польского университета Maрии Склодовской-Кюри в Люблине. В просьбе отказали и в том же году его перевели на работу в сельскую местность в качестве сельскохозяйственного эксперта. Коллеги предприняли немало усилий, чтобы вернуть его в музей «Григоре Антипа» и помогли чудом получить разрешение на отъезд в Польшу. В 1965 он представил к защите свою диссертацию по энтомологии на польском языке в Люблинском университете и стал доктором наук. С 1966 в Канаде, получил канадское гражданство. В 1967-1978 — профессор в колледже в Saint-Jean-sur-Richelieu в провинции Квебек. Во время исследовательской работы в Турции обнаружил два новых вида насекомых, неизвестных ранее энтомологам. По предложению французских коллег эти два вида были названы в честь Сенкевича. Автор 24 печатных работ, опубликованных Академиями наук, музеями и университетами в Румынии, Польше, СССР, Франции и Болгарии. Он не дожил всего несколько месяцев до своего 99-летия. 19 мая 2006, в Moнреале, в православном русском Соборе Святых апостолов Петра и Павла, состоялось отпевание замечательного ученого, поляка по крови, но абсолютно русского душою, нашего соотечественника Игоря Леонидовича Сенкевича.
30 декабря
140 лет со дня рождения Константина Николаевича Давыдова (30 (18).12.1877, Зубцово Тверской губ., Россия – 21.06.1960, Со близ Парижа, Франция), зоолога-эмбриолога, биолога. Учился в псковской гимназии, на протяжении 4 лет вел орнитологические наблюдения, результатом которых стала его первая научная статья, появившаяся в 1886 в «Трудах Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей». В 1896 поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Летом 1897 Зоологический музей Российской Академии наук субсидировал его поездку за рубеж. Посетив Сирию, Палестину, Аравию, берега Мертвого моря, он привез большую коллекцию фауны тех мест. В 1899 за участие в февральских студенческих волнениях был арестован, посажен в тюрьму, а затем исключен из университета, но уже в мае 1899 по ходатайству профессуры был восстановлен в университете. В 1900 командирован в Италию, на Неаполитанскую зоологическую станцию, где обратил внимание на проблему регенерации у низших животных, которая на долгие годы стала главной темой его научной работы. Помимо зоологической коллекции и зафиксированных объектов для морфологических и эмбриологических исследований, он вывез из Индокитая и Новой Гвинеи ценные этнографические материалы. С ноября 1910 приступил к чтению лекций в Петербургском университете в звании приват-доцента, одновременно работая лаборантом в зоологической лаборатории. В 1910-е, создал свой собственный курс эмбриологии беспозвоночных, принесший ему всемирную славу. По воспоминаниям современников, его университетские лекции воспринимались как научные шедевры. К моменту защиты докторской диссертации (ноябрь, 1915) приобрел широкую известность, которая была подкреплена выходом в свет его монографии «Курс эмбриологии беспозвоночных» (1914). В эмиграции с 1922 во Франции. Опубликовал более 50 научных трудов, открыл свыше 100 живых организмов. В 1949 был избран членом-корреспондентом Академии естественных наук. В 1956 удостоен высшей награды Французской Академии — Grand Prix за совокупность трудов по зоологии. Член правления русской академической группы во Франции (1950-е), член Ассоциации Тургеневской библиотеки в Париже. Испытывая ностальгию по родине, Константин Николаевич писал в письме к близкому другу В. В. Редикорцеву: «…очень с женой грустим о России. Среди французов есть немало лиц дружески расположенных, но друзей нет и не может быть. Очень уж у нас различная психология…».
Составитель к. филолог. н. В.Р. Зубова
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/calendar2017.11.26-2/
|
|