Художественно-документальная выставка «Русский Монпарнас»
С 24 ноября 2017 года по 1 марта 2018 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходила выставка «Русский Монпарнас», приуроченная к 300-летию установления дипломатических отношений между Россией и Францией.
…Только в полночь Париж совершенно стихал, и во всем городе оставалось несколько оживленных перекрестков, как оазисы в каменной ночной пустыне — Монпарнас, Монмартр, некоторые места Больших Бульваров — то, что называлось ночным Парижем. Гайто Газданов. «Ночные дороги»
Тема «русского Монпарнаса» напрямую связана с историей межвоенного русского Парижа. «Монпарнасская эпоха» была недолгой, в сущности, заняв лишь два десятилетия — 1920–1930-е годы. Однако этот исторический и культурный феномен был настолько значимым, что оказался в центре внимания послевоенной мемуаристики многих представителей первой волны русской эмиграции. О русском Монпарнасе писали Юрий Терапиано («Встречи», 1953) и Георгий Адамович («Одиночество и свобода», 1955), Владимир Варшавский («Незамеченное поколение», 1956) и Глеб Струве («Русская литература в изгнании», 1956), Андрей Седых («Далекие, близкие», 1962) и Нина Берберова («Курсив мой», 1972), Зинаида Шаховская («Отражения», 1975) и Ирина Одоевцева («На берегах Сены», 1978), Александр Бахрах («По памяти, по записям», 1980) и Василий Яновский («Поля Елисейские», 1983), Роман Гуль («Я унес Россию. Апология русской эмиграции», 1981–1989) и многие другие русские эмигранты.
Вот как оценивал атмосферу тех лет Юрий Терапиано: «Вторая половина двадцатых и первая половина тридцатых годов являлась воистину героическим периодом в жизни парижской молодой литературы. Незаметно, безо всякой преднамеренности, сам собою, создавался как раз тот “таинственный разговор о самом важном и главном”… <…> Создался особый “климат духовный” — многие участники монпарнасских собраний ему обязаны. Монпарнас тех лет был как бы орденом “Рыцарей бедных”, связанных общностью устремления и мироощущения».
На «блистательном Монпарнасе» кипела творческая жизнь и ковалась литературная мысль русского зарубежья. В открытых всю ночь кафе собирались русские эмигранты после тяжелой дневной работы. Здесь в знаменитых парижских кафе («Дом», «Куполь», «Ротонда», «Селект», «Клозери де Лила», «Хамелеон», «Таверна Дюмениль») проходили заседания литературных объединений русского Парижа — «Гатарапак», «Палата поэтов», «Через», «Перекресток», «Кочевье». Монпарнасской атмосферой была создана и знаменитая «Парижская нота» — неформальное литературное течение, которое увлекло большинство молодых писателей пореволюционной эмиграции. Именно здесь определялась стратегия знаменитого журнала «Числа». Для бедствующей миграции это периодическое издание было уникально, — с оригинальным оформлением и прекрасными репродукциями, оно стало своего рода продолжением дореволюционного «Аполлона». Здесь же встречались и проводили выставки известные русские художники: Н.Гончарова, В.Издебский, М.Ларионов, М.Васильева, М.Шагал, В.Барт, И.Лебедев, А.Ланской, И.Пуни, К.Терешкович, С.Шаршун, О.Цадкин и др. Многие из них вошли в состав «художественной группы “Чисел”», устраивая выставки под эгидой журнала — так русская эмиграция через монпарнасский топос вновь объединялась, наводила мосты и внутри русского рассеяния, и с внешним европейским миром. Недалеко от бульвара Монпарнас расположилась и знаменитая Художественная академия Марии Васильевой (авеню дю Мэн, 21), которую посещали не только русские художники (М.Ларионов, М.Шагал, О.Цадкин, Ю.Анненков и др.), но и многие представители «парижской школы»: Жорж Брак, Амедео Модильяни, Фернан Леже, Леонард Фужита и др. Интернациональный Монпарнас был также напрямую связан и с резиденцией художников «La Ruche». Таким образом, литературная и художественная жизнь Парижа на Монпарнасе крепко переплетались в одно значимое культурное явление.
Большинство кафе, послуживших пристанищем для русских писателей, художников и артистов, находилось на пересечении бульваров Монпарнас и Распай. На другом же конце бульвара по адресу: бульвар Монпарнас, д. 10, обосновалось сразу несколько организаций, напрямую связанных с религиозно-философской традицией русского зарубежья: секретариат Русского студенческого христианского движения, книгоиздательство «YMCA-Press», редакция журнала «Вестник РСХД», Религиозно-философская академия Н.А.Бердяева, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь), редакция журнала «Новый Град» и т.д. Здесь же нередко проходили заседания религиозно-философского журнала «Путь». Это был своего рода духовный центр русской эмиграции. Особенностью же монпарнасского «климата духовного» было глубинное переплетение литературно-артистического и философского бытования русской эмиграции. Монпарнасская идеология отразилась во многих литературно-художественных, литературно-критических и философских произведениях русских парижан (Г.Адамовича, В.Варшавского, Б.Вильде, Г.Газданова, Г.Иванова, К.Мочульского, Б.Поплавского, С.Шаршуна, Ф.Степуна, Г.Федотова, И.Фондаминского и др.). Благодаря «кодексу чести», выработанному особой философской аурой русского Монпарнаса («разговор о самом важном и главном»), многие русские парижане во время Второй мировой войны сделали безоговорочный выбор в пользу Сопротивления (Борис Вильде, мать Мария, Владимир Варшавский, Георгий Адамович, Гайто Газданов и др.).
На выставке были представлены материалы обширного архива Владимира Варшавского, а также архивных и музейных собраний М.И.Лифарь, Н.А.Бердяева, А.М.Ремизова, М.В.Талова, Г.П.Ганского, А.М.Арнштама, С.Н.Булгакова, В.Н.Ильина и др. Посетители увидели уникальные картины, издания, фотоматериалы, смогли погрузиться в атмосферу межвоенного Парижа благодаря аудиозаписям и кинохронике тех лет. К их услугам был своеобразный гид по русскому Монпарнасу — мультимедийная карта, благодаря которой посетитель могли быстро освоить виртуальную навигацию по бульварам и улицам легендарного парижского квартала, узнать историю адресов, связанных с русским зарубежьем.
На выставке была представлена графика русских художников «Парижской школы» из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Автор и куратор выставки: М.А.Васильева.
Руководитель выставочных проектов: Н.Ф.Гриценко.
Художественная концепция и дизайн: В.А.Кулишов.
Научные консультанты: О.А.Коростелев, С.Р.Федякин, Н.И.Герасимов.
Главный хранитель: Е.В.Кривцова .
Экспозиционеры: О.В.Соколова, О.Е.Тесленко.
Рабочая группа: Ф.В.Кудряшов, С.Ю.Урбан, А.С.Савоневич, Д.В.Акулова.
Хранитель выставки: С.Б.Лазарева.
В создании выставки были использованы авторские фотографии С.Ю.Урбан.
В подготовке выставки также принимали участие:
- хранители фондов: М.А.Котенко, Е.О.Яговкина, Н.П.Белевцева, Е.В.Бронникова, И.П.Мирошникова;
- художник-реставратор С.А.Гуркина;
- отдел «Библиотека»: Т.А.Королькова;
- мультимедийные презентации: В.А.Ожегин, А.С.Савоневич.
Мультимедийный контент подготовлен совместно с компанией «Zorgtech».
-----------
Анонс открытия выставки «Русский Монпарнас»
Анонс круглого стола «Русский Монпарнас: Топография, судьбы, творчество»
Визит Посла Франции в Дом русского зарубежья
СМИ:
Радио "Свобода" / 31.12.2017 Провожая культурный год
Телеканал «Россия 1», программа «Вести» / 24.11.2017 «В Доме русского зарубежья открылась выставка «Русский Монпарнас»
Радио «Русский мир»/ 01.12.2017 «Голоса русского зарубежья: Русский Монпарнас»
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/231117_Russki_iMonparnas/
|
|