Памятные даты русского зарубежья, февраль 20171 февраля
25 лет со дня кончины потомка эмигрантов князя Алексея Николаевича Гедройца (9.06.1923, Панчево, Югославия – 1.02.1992, Брюссель, Бельгия), историка, литературоведа, сценариста, переводчика. В 1930 вместе с родными переселился в Бельгию. Получил высшее образование, владел иностранными языками. Профессор русского языка и литературы в Военной школе Министерства обороны Бельгии. Преподавал русский язык и литературу в Институте высшего образования Люсьена Коремана, а также вел спецкурс перевода в Свободном институте им. Мари Хапс. Как переводчик сопровождал в Москву министра иностранных дел Бельгии Анри Спаака в 1981, а в 1963 — в Киев. Переводил его беседы с Н. С.Хрущевым. Позднее работал официальным переводчиком высших должностных лиц и короля Бельгии. Автор трех сборников рассказов, подготовил 15 инсценировок для брюссельских театров, в частности театра «Родо де Брюссель» и др. Инсценировал и перевел на французский язык многие произведения Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, и И.С. Тургенева. За перевод «Бориса Годунова» А.С. Пушкина был удостоен премии Королевской академии французского языка и литературы в Бельгии. Один из основателей Международного общества по изучению жизни и творчества Ф.М. Достоевского (1971), его вице-президент. Член Союза дворян и Санкт-Петербургского клуба в Брюсселе. В 1980-е сотрудничал в «Записках Русской академической группы в США. В 1988 по случаю празднования тысячелетия Крещения Руси прочел в Париже доклады «Крещение Руси и духовное развитие русского народа» и «Крещение Руси – событие мирового значения». Награжден бельгийским орденом Леопольда и французским орденом Академических пальм.
2 февраля
150 лет со дня рождения Алексея Васильевича Пешехонова (2.02.1867, с.Чукаево Тверской губ., Россия – 3.04.1933, Рига, Латвия), общественно-политического деятеля, статистика, публициста. В 1890-е — либеральный народник. Работал в земских статистических учреждениях, издал ряд статистических работ. После того, как в 1898 ему была запрещена навсегда земская служба из-за его политического выбора, стал литератором. С 1904 — член редакции журнала «Русское богатство». Сотрудничал также с журналом «Освобождение» и с газетой эсеров «Революционная Россия». В 1906 — один из организаторов и лидеров партии народных социалистов. После Февраля 1917 — член Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, член Совета Главного земельного комитета. С мая по август 1917 — министр продовольствия Временного правительства. Не приняв Октябрьскую революции, вошёл в антибольшевистский «Союз возрождения России», был его представителем в Добровольческой армии. В 1922 г. выслан за границу на «Философском пароходе». Жил в Риге, Праге, Берлине. С 1925 работал научным консультантом советского торгпредства в Латвии. Написал ряд брошюр, которые, по свидетельству П.Н. Милюкова «были страстным и красноречивым призывом к эмиграции — …вернуться в Россию, — хотя бы духовно». Пошехонов стремился на родину, чтобы увлечь своими идеалами молодёжь, оторвав её от «монархизма и большевизма». Неоднократно обращался к Советскому правительству с просьбой разрешить вернуться в Россию, но ответа не дождался. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.
5 февраля
90 лет со дня основания в Париже литературного общества «Зелёная лампа» (5.02.1927 – 26.05.1939, 52 собрания), «игравшего видную роль в интеллектуальной жизни русской эмиграции» (Ю. Терапиано). Создано по инициативе З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского на основе их «воскресений» — еженедельных собраний писателей в доме Мережковских в парижском квартале Пасси. Председателем общества был избран Г.В. Иванов, секретарём — В.А. Злобин. По предварительно составленным спискам рассылались пригласительные билеты, за вход взималась небольшая плата. С первых же собраний «Зелёной лампы» внимание к ней литераторов и общественности русского Парижа было постоянным вплоть до начала Второй мировой войны. Отдельные заседания, проходившие в зале Русского торгово-промышленного союза, собирали аудиторию, доходившую до нескольких сот человек. На чтение стихов приглашались также русские шофёры и рабочие завода «Рено». Стенограммы первых пяти собраний опубликовал журнал «Новый корабль». В дальнейшем печатали только краткие отчёты или отдельные доклады в виде статей. Название «Зелёная лампа» дано в память о петербургском обществе пушкинской поры (1819–1820), члены которого собирались за круглым столом при свете зелёной лампы для чтения стихов и вольнолюбивых бесед о будущем отечества. Парижская «Зелёная лампа» мыслилась как лаборатория программы жизни и исканий русской эмиграции прежде всего в областях литературной и религиозно-философской. Политических аспектов касались неизбежно, но как-то вскользь. Обсуждаемые темы звучали по-разному: русская литература в изгнании, эмигрантский молодой человек, будни эмиграции, о непримиримости, найти себя (к трагедии эмигрантского сознания) и др.
7 февраля
75 лет со дня кончины Ивана Яковлевича Билибина (16.08.1876, Тарховка близ Санкт-Петербурга, Россия – 7.02.1942, Ленинград, СССР), художника-стилиста, графика, театрального декоратора, педагога. Учился в Рисовальной школе ОПХ у Ционглинского и в Мюнхене у Ашбе (1895–1898). Продолжил учёбу у И. Е. Репина в студии М.К. Тенишевой в Петербурге (1898–1900). С 1900 входил в объединение «Мир искусств», его председатель (1916). Увлёкся иллюстрированием сказок. Уже к концу 1900-х сформировался характерный «билибинский стиль» иллюстраций к народным сказкам, почерпнутый у русского лубка, французского Ар Нуво и японской графики. С 1904 оформлял театральные постановки, в том числе для С.П. Дягилева. Преподавал в школе ОПХ в Петербурге (1907–1917). В эмиграции с 1920 в Египте. В 1925 вместе с женой художницей А. Щекачихиной-Потоцкой переехал в Париж, где преподавал в Художественно-промышленной школе. Член-основатель Общества «Икона» (1925). Член Союза русских художников во Франции. В 1927 и 1934–1935 работал в Праге, исполнял эскизы фресок и иконостаса для Успенского храма на Ольшанском кладбище. Оформлял оперные спектакли в театрах Брно и Праги. Много рисовал с натуры, писал акварелью и совершенствовал свой стиль художника-оформителя, всегда рассчитывая на типографское воспроизведение рисунка, ценя его выше, чем оригинал. Участвовал в художественных выставках в Париже, Брюсселе, Амстердаме и др. В 1936 вернулся на родину. Преподавал графику в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, во Всероссийской АХ и работал в театре. С 1939 профессор, доктор искусствоведения. В блокадную зиму скончался от голода. Представлен в ГРМ, ГМИИ, ГЦТМ, в лондонских музеях, частных коллекциях и др.
8 февраля
30 лет со дня кончины Ивана Венедиктиновича Елагина (наст. фам. Матвеев. При рождении получил имя Зангвильд, однако впоследствии от него осталось только прозвище «Залик» ) (1.12.1918, Владивосток, Россия – 8.02.1987, Питтсбург, США), поэта, переводчика, преподавателя. В 1919 вывезен родителями из Владивостока в Харбин. В 1923 семья вернулась в СССР. В конце 20-х отец Елагина был арестован, (расстрелян после повторного ареста в 1937), мать попала в психиатрическую лечебницу, где и закончила свои дни, а сам будущий поэт оказался беспризорником. Помогал ему выжить известный украинский поэт Максим Рыльский. Позднее Елагин переведёт одно из его стихотворений («Концерт»). Этот перевод станет его первой поэтической публикацией (январь 1941). Окончив среднюю школу, он поступил в Киевский медицинский институт, в котором прослушал 3 курса. В Киеве женился на молодой поэтессе Ольге Анстей в 1937. В 1940, ещё до выхода первой публикации, с тетрадкой стихов ездил в Ленинград, чтобы получить поэтические наставления от Анны Андреевны Ахматовой. Этой встрече поэт посвятил стихотворение «Я никогда не верил...» и поэму «Память». В 1943 с женой покинул Киев и с потоком беженцев направился на запад. По окончании войны оказался в Германии, перешёл в американскую зону оккупации и находился до 1950 в лагерях Ди-Пи. Именно в этих лагерях, боясь выдачи Советам, он стал Елагиным (как напоминание о Елагином мосте и тем самым о Блоке), под этой фамилией издал там первые два сборника стихов. В 1950 переехал в США, служил на радиостанции «Свобода». Работая журналистом, одновременно учился в Колумбийском, затем в Нью-Йоркском университетах. Профессор в Колледже Миддлбери. За перевод эпической поэмы Стивена Винсена Бене «Тело Джона Брауна» он удостоился докторской степени в в Нью-Йоркском университете (1969). Защитив диссертацию в 1970, стал профессором Питтсбургского университета, где преподавал русскую литературу. Всё это время писал стихи. При жизни поэта были опубликованы 12 сборников стихов. Летописью тяжелейших жизненных испытаний, доставшихся поколению Елагина, стали эти его двенадцать поэтических книг. См. публикации И.В. Елагина в каталоге библиотеки ДРЗ.
9 февраля
125 лет со дня рождения Константина Васильевича Мочульского (9.02.1892, Одесса, Россия – 21.03.1948, Камбо, Франция), филолога, историка литературы, литературного критика. Окончил историко-филологический факультет (романо-германское отделение) Санкт-Петербургского университета (1914). Преподавал в Петроградском и Новороссийском университетах. В эмиграции с 1920 в Болгарии, читал лекции в Софийском университете. С 1922 в Париже, где преподавал русскую литературу в Русском народном университете (с 1922) и в Сорбонне (1924–1939), а также в Русской гимназии. Участник Дней русской культуры (1927, 1929) и Дней православной культуры (1935–1937). Посещал собрания литературных объединений «Зеленая лампа» и «Кочевье», участвовал во Франко-русских собеседованиях и др. Входил в Союз молодых поэтов и писателей Франции. Член Русского студенческого христианского движения (РСХД), выступал с докладами на его съездах и в различных кружках РСХД. В середине 1930-х под влиянием учения С.Булгакова обратился к христианству, вступил в братство св. Софии. Преодоление духовного упадка современной Европы видел в развенчании «секулярного гуманизма» культуры XIX века. Вместе с Матерью Марией возглавил объединение «Православное дело», из-за чего во время Второй мировой войны имел неприятности с оккупационными властями, в 1941 был арестован и отправлен в лагерь Компьень, освобожден через несколько месяцев. В 1946 переехал в Камбо. Публиковал литературно-критические статьи, рецензии, эссе, рассказы, стихи во многих журналах и газетах русского зарубежья. Автор монографий о Брюсове, Блоке, Белом, Достоевском, Гоголе, Соловьёве. Подчёркивая ценность его работ, Ю. Терапиано писал: «Он умеет найти убедительный синтез творческого развития исследуемых писателей, пролить новый свет на источники их мысли, на силы, которым повиновалось их художественное воображение». См. публикации К.В. Мочульского в каталоге библиотеки ДРЗ.
9/10 февраля
80 лет со дня кончины Василия Иосифовича Гурко (Ромейко-Гурко) (20.05.1864, Царское Село близ Петербурга – 9/10.02.1937, Рим), генерала, монархиста, дважды Георгиевского кавалера. Окончил Пажеский корпус (1885) и Николаевскую академию Генерального штаба (1892). Участник Русско-японской войны. Возглавил комиссию по составлению её истории (вышло семь томов). Участник Великой войны. После Февральской революции командовал войсками Западного фронта. В мае 1917 в связи с обнародованием в приказе по армии и флоту Декларации прав военнослужащих подал рапорт, в котором доложил, что «снимает с себя всякую ответственность за благополучное ведение дела». За монархические высказывания и критику Временного правительства понижен в должности до командующего дивизией. В июле 1917 за переписку с государем Николаем II арестован и заключён в Петропавловскую крепость; в августе 1917 выслан через Архангельск за границу, в октябре уволен со службы. Отказался участвовать в Гражданской войне, несмотря на просьбы генерала Н.Н. Юденича. Поселился в Италии, где стал активным членом РОВСа, постоянно печатался в журнале «Часовой», его почётный сотрудник. Опубликовал в Париже книгу воспоминаний «Царь и царица» (1927). Председатель Союза русских военных инвалидов в Италии. Выступал в Париже и Ницце с докладами о Николае II (1932), сбор от выступлений передал на нужды русских инвалидов в Ницце. Участвовал в парижских торжествах по случаю празднования «Дня Императорской России» (1934).
14 февраля
120 лет со дня рождения Виктора Борисовича Свена (наст. фам. Кублицкий) (14.02.1897, Охонов, Россия — 24.10.1971, Мюнхен, ФРГ), писателя, журналиста. Окончил гимназию в Смоленске. По окончании гимназии ушёл добровольцем на фронт. Участник Великой и Гражданской войн. В 1919–1920 служил в Белой армии, попал в плен, затем воевал в рядах РККА. Первые его очерки и рассказы были напечатаны в 1915 в «Смоленском вестнике». С 1923 — разъездной корреспондент, очеркист в советской России. С 1925 служил корреспондентом ТАСС. Потом были советские лагеря. Непосредственно из лагеря попал на фронт Великой Отечественной войны 1941–1945, оказался в плену и, как репрессированный в СССР по политической статье смог остаться на Западе. После войны некоторое время находился в лагерях Ди-Пи. В эмиграции с 1951, остался в Германии, работал на «Радио Свобода» в Мюнхене (до 1960). Активно сотрудничал с журналом «Грани». Печатался и в других русских зарубежных изданиях. Выпустил несколько сборников рассказов и повестей. По мнению критики, Свен — знаток крестьянства и крестьянского быта — продолжил традиции, заложенные в литературе М. Пришвиным: «Русская природа на свеновских страницах живёт и дышит и благоухает. Стиль его благородно прост и прозрачен…». См. публикации В.Б. Свена в каталоге библиотеки ДРЗ.
21 февраля
130 лет со дня рождения Павла Афанасьевича Бурышкина (21.02.1887, Москва, Россия — 27.07.1953, Исси-ле-Мулино под Парижем, Франция), общественно-политического деятеля, промышленника, юриста, историка масонства. Из купеческой семьи. Окончил Катковский лицей (1905), юридический факультет Московского университета (1909) и Московский коммерческий институт (1913). Директор Товарищества торговли мануфактурными товарами «А.В. Бурышкин» (с 1912). Гласный Московской Городской думы. Член партии прогрессистов, член редакционного комитета газеты «Утро России». Член Центрального и Московского военно-промышленного комитета (1915–1917), министр финансов в правительстве А.В. Колчака (конец 1919-го – начало 1920-го). В 1920 из Владивостока эмигрировал в США, в том же году переехал в Париж. Член совета и комитета Российского торгово-промышленного и финансового союза (по 1938). Преподавал в Русском коммерческом институте, профессор(1925 –1934). Возглавлял Московское землячество (1930), член его правление. Входил в Русскую Академическую Группу в Лондоне. Масон. Руководитель капитула Астрея (1949), секретарь ложи Лотос (1945–1946), председатель историко-архивной комиссии Совета русских лож (1948–1952). Крупнейший историк масонства. Занимался благотворительностью. Автор книги воспоминаний «Москва купеческая» и серьёзных работ по истории масонства.
22 февраля
45 лет со дня кончины Брониславы Фоминичны Нижинской (8.01.1891, Минск, Россия – 22.02.1972, Лос-Анджелес, США), артистки балета, балетмейстера, педагога. Сестра Вацлава Нижинского. Танцевала в Мариинском театре (1908–1911). С 1909 по приглашению С.П. Дягилева выступала в «Русских сезонах» в Париже. В 1915 вернулась в Россию и открыла в Киеве «Школу движения», где ставила свои первые балеты. Среди её учеников —Серж Лифарь. В эмиграции с 1921. У С. Дягилева поставила спектакли, благодаря которым стала известным балетмейстером своего времени (1922–1925). С 1926 работала с разными балетными труппами и театрами — Монте-Карло, Иды Рубинштейн и др. Создала собственную труппу (1932–1934). С 1938 в США, где работала в Американском театре балета и открыла балетную школу в Голливуде (1940–1950). В последние годы возобновила свои постановки в Королевском балете Лондона и других труппах Европы и США. Вошла в историю балетного искусства как один из реформаторов балетного театра ХХ века.
23 февраля
75 лет со дня гибели Бориса Владимировича Вильде (лит. псевд. Борис Дикой) (8.07.1908, Славянка Петербургской губ. – 23.02.1942, Мон-Валерьен близ Парижа), поэта, журналиста, писателя, этнолога. В 1917 переехал с семьёй в Эстонию. Учился на физико-математическом отделении Тартуского университета. Входил в Юрьевский цех поэтов, публиковал стихи в журнале «Полевые цветы». С 1930 в Германии, с 1932 — во Франции. Поселился в Париже, где окончил историко-филологический факультет Сорбонны и Этнографический институт. Состоял в литературных объединениях «Круг» и «Кочевье», публиковал в журналах «Числа» и «Полярная звезда» свои стихи, рассказы, критические заметки. Участвовал в литературных собраниях «Зелёной лампы» и Объединения писателей и поэтов во Франции. С 1937 сотрудник парижского Музея человека, участвовал в создании отдела Арктики и отдела культуры угро-финских народов. В начале Второй мировой войны призван во французскую армию, после развала фронта попал в плен, но бежал. Организовал в Музее человека антифашистскую группу, которая переправляла в «свободную» зону французов, англичан, русских (в частности, И.И. Фондаминского, Г.П. Федотова) и собирала сведения о немецких войсках для штаба «Свободной Франции». Вместе с А.С. Левицким наладил в Музее выпуск первой нелегальной газеты «Resistance» («Сопротивление»), дав тем самым название движению против оккупантов. В марте 1941 был арестован, предан суду как «английский шпион» и расстрелян в 1942 на военном полигоне Мон-Валерьен, явив «своим поведением во время суда и под пулями палачей пример храбрости и самоотречения» (Ш. де Голль). Награждён медалью Сопротивления посмертно (1943). Его имя выбито на памятной доске у входа в Музей человека и носят улицы в Фонтене-о-Роз и в Обервилье. В СССР в Волосовском районе Ленинградской области в деревне Ястребино открыт музей Бориса Вильде в бывшем имении его родителей. На фасаде школы в Тарту, в которой учился герой, установлена памятная доска (1967). О нём на киностудии «Таллинфильм» была снята документальная лента «Бессмертие» (1968). Б.В. Вильде был одним из корреспондентов Л.Ф.Зурова. (см. Фонд 3 архивного собрания ДРЗ). 26–27 мая 2016 года в Российском центре науки и культуры в Париже состоялась международная научно-просветительская конференция «Русские в европейском Сопротивлении» и открылась выставка «Российские участники антифашистского Сопротивления в годы Второй мировой войны». См. также историю о Борисе Вильде и Ирэн Лот из серии эссе "Единственная реальность".
25 февраля
60 лет со дня кончины Марка Александровича Алданова (наст. фам. Ландау) (7.11.1886, Киев, Россия – 25.02.1957, Ницца, Франция), инженера-химика, прозаика, публициста, общественного деятеля. Окончил юридический факультет и химическое отделение физико-математического факультета Киевского университета (1910). Как инженер-химик работал в Париже у профессора химии В.А. Анри с 1913. Во время Великой войны, вернувшись в Россию, занимался разработкой способов защиты от газовых атак. В 1915 издал первое литературное сочинение «Толстой и Роллан». В эмиграции с 1919 сначала в Константинополе, затем в Париже, где окончил Школу социальных и экономических наук и продолжил работу в области физической химии. Как исторический романист дебютировал тетралогией «Мыслитель» — из истории Французской революции и наполеоновских войн. Постоянно сотрудничал с «Современными записками» (1920–1940), публиковал исторические очерки в газете «Последние новости». С 1922 по 1924 жил в Берлине, редактировал литературное приложение к газете «Дни». Вернулся в Париж. Совместно с Ходасевичем с 1927 возглавлял литературно-критический отдел газеты «Возрождение». Посещал собрания «Зелёной лампы», «Чисел», принимал участие во Франко-русских собеседованиях (1929). Состоял в различных русских эмигрантских организациях: Обществе друзей русской книги, Обществе Тургеневской библиотеки, Союзе деятелей русского искусства и др. Член Союза русских писателей и журналистов в Париже, входил в его правление. Масон. Член-основатель лож «Северная звезда» (1924) и «Свободная Россия» (1931). Входил в состав Центрального Пушкинского комитета в Париже (1937). В 1940 переехал в Нью-Йорк, где совместно с М.О. Цетлиным основал «Новый журнал» (1942). В 1952–1956 участвовал в работе нью-йоркского «Издательства имени Чехова», определял программу его деятельности. Имел репутацию «совершенного джентльмена». Среди его друзей и корреспондентов — И.А. Бунин, В.В. Набоков, А.Ф. Керенский, Л.Л. Сабанеев. Письма М.Алданова хранятся в фондах Л.Ф.Зурова (Фонд 3) и Коллекции Н.А. Струве (Фонд 12) архивного собрания ДРЗ. См. также публикации М. Алданова в каталоге библиотеки ДРЗ.
35 лет со дня кончины Николая Ефремовича Андреева (26.03.1908, С.-Петербург – 25.02.1982, Кембридж, Великобритания), историка, литературоведа, философа, писателя. В эмиграции с семьёй с 1919. Жил в Эстонии, где окончил таллинскую Русскую гимназию. Здесь же, будучи гимназистом, начал свою литературную деятельность, печатаясь в газете «Последние известия» под псевдонимами А. Корсунский, Н.А., Н. А-в, К. Рем и др. и под своим именем. С середины 1927 — в Праге, учился на философском факультете Карлова университета (1927–1931). С 1930 участвовал в работе пражского объединения «Скит». Доктор философских наук (1933). В Праге его судьба была связана с Археологическим институтом имени Н.П. Кондакова, где он с 1928 трудился библиотекарем, с 1938 учёным секретарём, а в 1939–1945 его директором. В 1945 был арестован советскими войсками. В 1947 освобождён. После освобождения переехал в Германию, жил и работал в Берлине. С 1948 в Англии, так как был приглашён работать в Кембриджский университет. Участвовал в деятельности РСХД. В истории эмиграции известен как «критик и талантливый литературовед» (Р. Плетнёв) и как «яркий историк и медиевист» (М. Раев). Автор многих трудов по русской истории и литературе, книги «То, что вспоминается». Печатался в журналах «Воля России», «Числа», «Новый журнал», «Возрождение», «Грани», «Записки РАГ в США», газетах «Последние известия», "За свободу», «Русская мысль» и др. См. публикации Н.Е. Андреева в каталоге библиотеки ДРЗ.
26 февраля
125 лет со дня рождения Николая Андреевича Орлова (26.02.1892, Елец –31.05.1964, Грэнтаун-он-Спей, Шотландия), пианиста. Окончил Московскую консерваторию (1910, класс К. Игумнова), учился композиции и контрапункту у С.И. Танеева. Именно ему Танеев доверил первое исполнение своей монументальной Прелюдии и фуги соль-диез минор (12.10.1912). Как пианист за короткое время стал любимцем музыкальной Москвы. Известный русский композитор и музыкальный критик Л.Л. Сабанеев ставил его в один ряд с Н. Метнером, С. Рахманиновым, А. Зилоти. С 1913 по 1915 преподавал в музыкальных классах Филармонического общества, с 1916 профессор Московской консерватории. В 1921 по командировке МУЗО Наркомпроса выехал за границу и остался там навсегда. Его первыми концертами в Германии дирижировал А. Глазунов, а успешное выступление в одном из концертов С. Кусевицкого открыло для пианиста знаменитые залы Европы, Латинской Америки и США. Цикл из пяти шопеновских программ, исполненный им в Лондоне в 1933 стал, по мнению современников, одним из выдающихся музыкальных событий. Запись этого исполнения хранится в фонотеке Музея музыкальной культуры им. М. Глинки. Много сил он отдавал популяризации современной русской и советской музыки, в том числе С. Прокофьева, посвятившего Орлову одну из своих фортепианных пьес (op.52). В репертуар пианиста входили почти все фортепианные сочинения С.В. Рахманинова. «Он страшно любит Вас!» — писал Рахманинову Н. Метнер. Поддерживая постоянные контакты с родиной, мечтал приехать с концертами в Россию. Многочисленные его записи, выходившие на Западе, остались недоступными нашим слушателям.
95 лет со дня основания в Праге литературного объединения «Скит поэтов» (26.02.1922 – 1940). Создан на основе Литературно-художественного кружка при Культурно-просветительском отделе Союза русских студентов как содружество для изучения «всех видов и направлений русской поэзии», для работы «над теорией и практикой творчества». Его бессменным руководителем стал А.Л. Бем. Членами «Скита поэтов» могли быть все, в ком жил интерес к литературе. Личное творчество не было обязательным. Для первого поколения «скитников» много значила игра в иерархию взаимоотношений: они обращались к А. Бему «отец настоятель», называли себя «отцами», «послушниками» и «монахами» или «монашками», а своих гостей и друзей — «братьями» и «клиром». «Среди оседающих в неизвестный новый быт изгнанников, среди нераспакованных ещё чемоданов с остатками русского имущества и с неистреблёнными надеждами, было положено начало его литературным собраниям» (Н. Андреев). На собраниях в чтении, обсуждении и спорах принимали участие помимо «скитников» и гости — друзья «Скита поэтов» и просто приглашённые знакомые. Один или два раза в году устраивались открытые вечера. К концу 1920-х название «Скит поэтов» преобразовалось в короткое «Скит», поскольку в объединение входили и прозаики. С 1929 «Скит» начал издавать серии «Скит. Стихи и проза» и выпустил 4 поэтические тетради под названием «Скит. Непериодический сборник». По определению А. Бема, «”Скит” не захотел идти по пути, избранном многими. Он предпочёл замкнуться, почти уйти в подполье, стать, действительно, «скитом», в котором… творилось своё маленькое, но подлинное дело». За 19 лет существования через объединение прошло около 50 человек, не считая гостей и друзей «Скита», но официальными членами стали 36 его участников (в архиве Бема сохранился их список под названием «Чётки»). Среди них С Рафальский, И. Тидеман, А. Фотинский, В. Лебедев, Н. Андреев, А. Эйснер, А. Головина, Н. Терлецкий и др.
Составитель к. филолог. н. В.Р. Зубова
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/pamiatnye daty 02.2017/
|
|