Выставка «Цвет Адама»
С 25 по 28 октября 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходила выставка «Цвет Адама», приуроченная к богословской конференции о наследии архим. Софрония (Сахарова), прошедшей в ДРЗ 25 октября 2016 года.
Выставка была построена на трех «главах»: «Места», «Автографы», «Образы»; в буквальном смысле ее «главой» стала «Глава Адама» скульптора Анатолия Комелина — эскиз к Поклонному Кресту, установленному в храме в московском районе Митино.
Андрей Колосов — успешный молодой художник, начинавший карьеру со стрит-арта, затем на базе своего опыта с граффити создавший серию станковых картин со старинными шрифтами, в том числе и кириллицей, посвященные святителю Луке Войно-Ясенецкому. Теперь он учится на богословском факультете Белградского университета и готовится принять священный сан. Он и его учитель, известнейший сербский теоретик и иконописец Тодор Митрович, создали специально к нашему событию образ преп. Силуана Афонского.
Андрей Бринцев и Константин Муравьев — реставраторы высочайшего уровня, работавшие в Старой Ладоге, Московском Кремле и других важнейших сакральных точках на карте мира, — являются не менее серьезными профессионалами в фотографии. Их технические знания поражают. Но эта «техническая оснащенность» не подавляет, а напротив, выявляет мистическое тело Святой Горы, где авторам в 2008 году довелось буквально собрать по кирпичам церковь Святого Стефана, а параллельно путешествовать по территории Горы, в том числе, по и заброшенным скитам. Организаторы выставки остановили свой выбор, прежде всего, на тех кадрах, где есть однозначное прикосновение к эпохе и местам преп. Силуана и о. Софрония, к примеру, на удивительных пикторальных фото брошенных писем начала ХХ века и других фрагментов скитской жизни. Фотографии одной из афонских костниц — собрание «адамовых глав».
Другой пример «умозрения в фото» (перефразируя заголовок известного труда кн. Е.Трубецкого) — съемка в Милютинском переулке, где старец прожил особенное состояние души. Именно в Милютинском переулке к Сергею Сахарову пришла странная мысль, похожая на предложение Еве и Адаму в раю: «А правда ли говорят писания, что любовь есть высшее состояние христианского совершенства. Любовь — это психологизм». Эта мысль увела Сергея Сахарова на пути искания внеличностного бытия. Виктор Мироненко на съемке в Милютинском застал рабочий момент реставрации дома, напоминающий парение над пропастью, — память места внезапно раскрыла пришедшему туда с особой миссией художнику свои мистические символы. Также Мироненко, будущий кинооператор, представил часть снимков из серии о зимней Троице-Сергиевой Лавре, куда отец Софроний желал попасть при возможном своем переселении в Россию. Этого так и не произошло, но снимки Мироненко, и особенно тот, где старый насельник поднимается к собору, служат неким «возвращением» туда души отца Софрония, а также визуальной перекличкой с белизной афонского мрамора.
Монахиня Иоанна Рейтлингер является современницей старца; их духовные пути скрестились также на личности о. Сергия Булгакова, который был одно время духовником старца, как и монахини Иоанны. Ее эскиз к книге Л.Н.Толстого «Где любовь, там и Бог», хранящийся в фонде ее имени в ДРЗ, — «кредо» выставки. Ведь мы знаем, что преп. Силуан высшей добродетелью считал евангельскую заповедь «любви к врагам». Таким образом мы нашли возможным показать силу заповеди о любви в письменах монахини Иоанны, глубоко религиозное искусство которой раскрывается при созерцании сердцем.
Всемирно известный композитор Арво Пярт, окормлявшийся в монастыре старца в Эссексе, создал по прочтении «Старца Силуана» свой «Плач Адама», автограф к которому мы представили вашему вниманию с разрешения композитора.
Письма архим. Софрония, любезно предоставленные нам архивом Брюссельского архиепископата РПЦ, — смысловой центр экспозиции. Здесь важно не только собственно содержание писем, но и сами начертания, живой высокохудожественный почерк старца, в том числе употребление им красных чернил. Красный, как говорили в старину — «прикровенный цвет» (тайный, скрытый), свидетельствует нам об иконографии Распятия и Сошествия во Ад, — двух важнейших сюжетов, где есть изображение Адама. Выдающийся ученый Н.В.Покровский в своем фундаментальном труде об иконографии Евангелия пишет: «Между Адамом и Христом признавалось в древности теснейшее внутреннее соотношение, точно обозначавшееся, между прочим, в распятии Христа на том самом месте, где погребен был Адам». «Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба» (1 Кор. XV, 47). Апостол Павел был особенно любим старцем Софронием, который в своих трудах прошел путь от ветхого красного Адама в сторону белого преображенного.
Анна Кузнецова, куратор и сценограф проекта
Участники проекта и авторы представленных на выставке работ:
Андрей Бринцев, Константин Муравьев — профессиональные фотографы и реставраторы, работавшие на таких важных объектах культурного наследия, как Старая Ладога, Московский Кремль, Великий Новгород, Псков, Афон (Греция) и др. Андрей Бринцев также пишет иконы. Живут и работают в Москве.
Александр Горматюк — художник, реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, лауреат многих церковных и светских премий, в том числе премии «The Art Newspaper Russia». Живет и работает в Москве.
Лоранс Гюез — фотограф, эссеист, исследует места проживания во Франции деятелей науки и культуры первой русской эмиграции. Живет и работает в Париже (Франция).
Вероника Елизарова — художник-керамист, живет и работает в Тарусе (Россия).
Андрей Колосов — художник, иконописец; студент богословского факультета Белградского университета. Живет и работает в Белграде (Сербия).
Анатолий Комелин — скульптор, церковный художник, его произведения установлены в храмах Москвы, Калуги, Тарусы и др. Награжден медалью РПЦ Преподобного Сергия Радонежского I степени. Работы находятся в ГТГ и других музеях и коллекциях в России и за рубежом. Живет и работает в Москве.
Анна Кузнецова — художник, сценограф, публицист, автор 14 персональных выставок, куратор и дизайнер многих проектов, в том числе в рамках года Франции, Германии в России. Номинант Премии телеканала Arte (Франция). Живет и работает в Москве.
Тодор Митрович — иконописец, доцент изобразительных искусств и реставрации Академии Сербской православной церкви, профессор Белградского университета. Живет и работает в Белграде (Сербия).
Виктор Мироненко — профессиональный фотограф, студент операторского факультета ВГИК. Живет и работает в Москве.
Александр Подосинов — художник, фотограф, участник многих художественных проектов. Живет и работает в Москве.
Арво Пярт — выдающийся композитор современности; в течение ряда лет жил и работал при монастыре Св. Иоанна Предтечи, основанного архим. Софронием (Сахаровым) в Эссексе, Англия. Живет и работает в Таллине (Эстония), Берлине (Германия).
Сестра Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер) — иконописец, ученица Д.Стелецкого и Мориса Дени. Родилась в Петербурге в 1898 году, жила в Варшаве, Праге, Белграде, Париже. Духовная дочь о. Сергия Булгакова. Вернулась в СССР в 1955 году, умерла в Ташкенте в 1988 году. Фонд сестры Иоанны хранится в Доме русского зарубежья.
Наш адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд: м. «Таганская» (кольцевая) Тел.: (495) 915-10-80
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/251016_TCvetAdama/
|
|