Памятные даты русского зарубежья, апрель 20161 апреля
120 лет со дня рождения Сергея Алексеевича Жарова (2.04.1896, Макарьев Костромской губ., Россия – 9.10.1985, Лейквуд, США), регента, дирижёра, композитора, основателя «Хора Донских казаков Сергея Жарова». Окончил Московское синодальное музыкальное училище (1917). В Гражданскую войну служил в Донской дивизии генерала Абрамова. В эмиграции с 1920. В лагере для интернированных в Чиллинджере (Турция) организовал хор, который пел сначала в храме на о. Лемнос (Греция), затем в храме в Софии. Первое публичное выступление состоялось в Вене (1923). «Как жалко мы выглядели в своих потрёпанных, заплатанных… гимнастёрках. Одни были в обмотках, другие — в сапогах. Вся горечь предыдущей страдальческой жизни трепетала в аккордах.., так хор ещё никогда не пел». Во все последующие годы хор с триумфом выступал в городах Европы и Америки. В его репертуаре были духовные песнопения, романсы, русские народные и казачьи песни. За годы своего существования хор Жарова дал более 10 тысяч концертов, записал более 250 грампластинок тиражом свыше 20 миллионов. Конгресс русских американцев ввёл С.А. Жарова в Русско-американскую Палату Славы (17.10.1981). В архивном собрании Дома русского зарубежья хранится фонд солиста Донского казачьего хора И.В. Асcура (Фонд 052).
120 лет со дня рождения Павла Андреевича Мансурова (1.04.1896, Санкт-Петербург, Россия – 2.02.1983, Ницца, Франция), живописца, художника прикладного искусства, представителя русского авангарда. Учился в Петербургском высшем художественно-промышленном училище и Рисовальной школе общества поощрения художеств. Участник Первой мировой войны. После революции руководил мастерской на живописном факультете Казанского художественного училища (1920). Один из инициаторов создания Института художественной культуры в Петрограде, руководитель одного из его отделов. Преподавал в художественно-промышленном техникуме (1924–1926), член Совета художественного отдела Русского музея (1925). В 1928 выехал в командировку для устройства персональной выставки в Риме и Венеции и не вернулся. На Венецианском биеннале получил серебряную медаль за театральные эскизы для балетов Дягилева (1929). В том же году поселился в Париже, расписывал ткани для домов моды «Patou», «Lanvin», «Chanel», создавал модели костюмов, галстуков, тростей и др. Вращался в кругу русских эмигрантов, был дружен с Шаршуном и Сутиным. Участвовал в групповых выставках русских художников (1930–1970-е) и в выставках, организованных Союзом советских патриотов (1945, 1946). Получил награду от Президента Франции на биеннале в Ментоне (1968). В 1973 состоявшаяся в Париже персональная выставка Мансурова принесла ему мировую славу и определила его роль в истории русского авангарда.
2 апреля
15 лет со дня кончины Киприана (Кирилла Дмитриевича Пыжова) (20.01.1904, Санкт-Петербург, Россия – 2.04.2001, Джорданвилль, США), архимандрита РПЦЗ, художника, «иконописца всея зарубежья». Участник Белого движения с 15 лет. В эмиграции с 1920. Эвакуировался через Галлиполи в Болгарию, где окончил Александровское военное училище. Жил некоторое время в Париже, учился в школе живописи. Расписал один из ресторанов Монтмартра, участвовал в выполнении декораций для фильма «Дон Кихот» Г. Пабста с Шаляпиным в главной роли (1932). Переехал в Ниццу. Там, благодаря знакомству с о. А. Ельчаниновым, произошло его духовное возрождение. Стал учеником Т.А. Ельчаниновой, преподавшей ему первые уроки иконописи. В 1932 отправился в Закарпатскую Русь в село Ладимирово, где обосновалось типографское братство преподобного Иова Почаевского. Будучи послушником, расписал монастырский храм. В 1933 был пострижен в рясофор с наречением имени в честь св. Киприана, митрополита Киевского. Иеродиакон (1938), иеромонах (1940). Вместе с братией перебрался в США в небольшую тогда Свято-Троицкую обитель (1946). Вся дальнейшая его жизнь была связана со Свято-Троицким монастырём и духовной семинарией в Джорданвилле (РПЦЗ). В 1955 был упомянут как игумен, в 1964 и позднее — в сане архимандрита. Стал основателем джорданвилльской иконописной школы. Посвятил свою жизнь развитию и укоренению в странах русского рассеяния древнерусской канонической школы иконописи. Автор множества картин и рисунков. Писал чаще всего акварелью или гуашью. Его рисунки создали классический тип джорданвилльских почтовых карточек, которые он специально писал к Пасхе и Рождеству. В связи с прославлением РПЦЗ Царской семьи в лике святых (1981) написал икону, ставшую канонической.
4 апреля
90 лет со дня открытия в Париже Российского зарубежного съезда (4–11 апреля 1926, 400 делегатов из 26 стран мира). Проходил под председательством П.Б. Струве. Рассматривается как одно из важнейших событий не только общественно-политической жизни эмиграции, но и истории революции 1917 года. А.И. Солженицын назвал его патриотическим объединительным съездом: «наибольшая со времени крушения России попытка ощутить себя не распылённой диаспорой, а единой Зарубежной Россией». На съезде было единодушно выражено примирительное отношение ко всем последствиям революции и отказ от восстановления былого общественного устройства «без корыстных вожделений и яда мести». Было решено простить все имущественные преступления революционных лет, не предъявлять никаких обвинений в измене тем, кто служил в Гражданскую войну у красных: «между нами пропасть заровнялась». Исключены были всякие посягательства на новые государственные образования: Польшу, Финляндию и страны Балтии. «Съезд не учредил органа, иерархически связанного с национальным вождём… потому, что создание такого органа было бы и за границей, и внутри России воспринято как образование какого-то зарубежного русского “правительства” при национальном вожде. Именно этого ни в коем случае не следовало делать… Нельзя правительствовать и управлять, не имея власти, и не должно фабриковать и подделывать власть там, где для неё нет объективных возможностей» (П.Б. Струве). «И всё его историческое значение осталось в самом факте созыва — в речах и обращениях»... «”Предпоследний эпизод” Российской Революции», как его назвал Солженицын: «С белой стороны — это было последнее напряжение сил, последнее заметное, пусть бесплодное движение. А с красной — через несколько лет сделан был и завершающий шаг, уже без терпеливой примирительности эмигрантов: раскулачивание-коллективизация 1929–1930 годов, закончила Российскую Революцию (1917–30). И — ту историческую Россию, которую мы знали в веках» (А.И. Солженицын). Материалы Российского зарубежного съезда имеются в составе Фонда 2. (Архив Н.Л. Оболенского) в архивном собрании ДРЗ.
85 лет со дня выхода в Париже первого номера еженедельного журнала «Сатирикон» (4 апреля 1931, 28 номеров). Издатель-редактор М.Г. Корнфельд. Продолжил традиции своих предшественников — петербургских еженедельников «Сатирикон» (1908–1914) и «Новый Сатирикон» (1913–1918). Издателем первого тоже был Корнфельд, сплотивший тогда вокруг журнала молодых писателей и художников: А. Аверченко, Н. Ремизова, А. Черного, Н. Тэффи, П. Потёмкина и др. По его замыслу парижский «Сатирикон» не должен был отличаться от своего прототипа. Оформлял журнал художник Ю. Анненков, работавший под псевдонимом А. Шарый. В первом номере редакция поместила стихотворение Саши Чёрного «Сатирикон» и статьи памяти А. Аверченко и П. Потёмкина — дань предшественникам. Карикатуры А. Шарого заметно оживляли журнал, особенно две его галереи — «К уразумению смысла русской революции» и «К уразумению смысла русской эмиграции». В журнале сотрудничали А. Чёрный, В. Горянский, А. Ремизов, Дон Аминадо (публиковался под разными псевдонимами, например, Страшноватенко или Гургулин) и др. Несмотря на уверения редакции, третий «Сатирикон» не получился копией предыдущих изданий. Он остался в истории журналистики единственным сатирическим органом, отразившем в своём «кривом зеркале» парижскую жизнь российской эмиграции.
20 лет со дня кончины Михаила Александровича Вербова (22.12.1896, Екатеринослав, Россия – 04.1996, Нью-Йорк, США), живописца, графика, «портретиста королей и президентов». Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но, следуя движению души, перешёл в Академию художеств, учился у И.Е. Репина. Директор Ташкентского художественного музея (1918–1921). В эмиграции с 1924 в Париже, занимался портретной живописью: создал галерею королевских портретов от Густава V до Хуана Карлоса и приобрёл известность. С 1933 в США, где провёл ряд персональных выставок. Им были написаны портреты И. Бунина, Ф. Шаляпина, А. Гречанинова, С. Кусевицкого, К. Коровина, И. Ганди и других видных общественных и культурных деятелей. Преподавал живопись в Колумбийском университете и др. учебных заведениях. Учился вокалу у Тито Руффо во Флоренции. Как бас-баритон выступал в концертах. В 1973 был избран членом-корреспондентом Академии литературы и изящных искусств в Риме. В 1882 получил Золотую медаль за портрет Бунина. В мае 1989 был введен КРА (Конгрессом русских американцев) в Русско-Американскую палату славы. Посетил СССР в 1974, 1977, 1979. Его заслуги отмечены правительством России: в 1995 Вербов был награждён Орденом Дружбы народов. Его работы находятся в собраниях многих музеев, включая Третьяковскую галерею и музей Большого театра.
40 лет со дня кончины Леонтия Васильевича Копецкого (22.08.1894, Россия –4.04.1976, Прага, Чехословакия), лексикографа. В эмиграции с 1920. Был инициатором создания чешско-русской лексикографии, благодаря чему был составлен один из крупнейших двуязычных словарей — чешско-русский словарь.
6 апреля
45 лет со дня кончины Игоря Федоровича Стравинского (17.06.1882, Ораниенбаум близ Санкт-Петербурга, Россия – 6.04.1971, Нью-Йорк, США), композитора, дирижёра, пианиста. Специального музыкального образования не получил. Учился на юридическом факультете Петербургского университета (1900–1905) и одновременно брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. Уже первые его произведения — Фантастическое скерцо и фантазия «Фейерверк» привлекли внимание многих, в том числе и С.П. Дягилева. Участие в «Русских сезонах» (балеты «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) принесли Стравинскому мировую славу. С 1910 жил то в Европе, то в России, с 1920 обосновался во Франции. Здесь состоялись премьеры его опер «Мавра» (1922) и «Свадебка» (1923), ставших итогом русского периода, и зазвучали темы из античной мифологии и библейских текстов: «Царь Эдип» (1927), Симфония псалмов (1930), балет «Орфей» (1947) и др. В 1924 состоялся его дебют как пианиста. Как дирижёр Стравинский выступал с 1915. Переехал в США в 1939, где читал лекции в Гарвардском университете и вёл активную концертную деятельность. Записывался в студиях фирмы «Columbia». Опера «Похождение повесы» (1951) завершила «неоклассический» период его творчества. Композитор остановил свой выбор на вокально-инструментальных произведениях духовного содержания («Священные песнопения» (1956), «Заупокойные песнопения» (1966) и др.). В 1962 выступал с концертами в Москве и Ленинграде. Ему также принадлежат литературные труды: «Хроники моей музыкальной жизни» (русск. пер. 1963) и «Диалоги» (русск. пер. 1971). Остался в истории как уникальный пример композитора, писавшего на семи языках — русском, английском, французском, немецком, итальянском, латыни и иврите. В его честь назван кратер на Меркурии и музыкальная школа в Ораниенбауме. См. публикации и И.Ф. Стравинского и записи его произведений в каталоге библиотеки ДРЗ.
8 апреля
40 лет со дня кончины Марка Львовича Слонима (4.04.1894, Новгород-Северский, Россия — 8.04.1976, Болье-сюр-Мер близ Ниццы, Франция), политического деятеля, публициста, создателя и председателя литературной группы «Кочевье», редактора «Новой газеты», директора агентства «Европейское литературное бюро». В эмиграции с 1919. См. публикации М.Л. Слонима в каталоге библиотеки ДРЗ.
9 апреля
135 лет со дня рождения Александра Мартыновича Арнштама (9.04.1881, Москва, Россия – 6.10.1969, Париж, Франция), художника, графика, сценографа. В эмиграции с 1921. См. материалы выставки произведений А.М. Арнштама, а также выставки «Гармония кисти и слова: художественная династия Арнштамов в книжной графике русского зарубежья».
13 апреля
150 лет со дня рождения вел. князя Александра Михайловича (Сандро) Романова (13.04.1866, Тифлис, Россия – 26.02.1933, Рокенбрюн-кап-Мартен, Франция), генерал-адъютанта (1909), адмирала (1915), специалиста в области кораблестроения, археолога-любителя и коллекционера. Муж вел. княгини Ксении Александровны, сестры Николая II. Окончил Морской корпус. Участвовал в Русско-японской войне, возглавлял Главное управление торгового мореплавания и портов. Издавал труды и справочники по вопросам военно-морского флота, в частности первый в стране ежегодник «Военные флоты». Собрал лучшую в России библиотеку по морскому делу (погибла в советское время). Много внимания уделял развитию авиационного дела в России. По его инициативе были созданы лётные школы, велась подготовка отечественных авиаторов. Во время Первой мировой войны возглавил русскую фронтовую авиацию, развернул работу по развитию военной авиации в России. Занимался благотворительностью. Почётный председатель многих императорских обществ. В эмиграции с 1918. Покровительствовал Национальной организации русских разведчиков (НОРР). Был почётным председателем Союза русских военных лётчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов гвардейского экипажа и др. Автор «Книги воспоминаний» (русск. пер. Париж, 1936; М., 1991), в которой отмечал, что «единственное ценное в нашей жизни это работа духа и освобождение живительных сил нашей души от всех пут материальной цивилизации и ложных идеалов».
40 лет со дня кончины Аверкия (Александра Павловича Таушева) (1.01.1907, Казань, Россия – 13.04.1976, Джорданвилль, США), архиепископа Сиракузского и Троицкого (РПЦЗ), учёного-богослова. В эмиграции с семьей в 1920 в Варне. Окончил русскую гимназию (1926), богословский факультет Софийского университета (1930). Встреча с архиепископом Феофаном (Быстровым) «окончательно решила мою дальнейшую участь: я твёрдо, без малейших сомнений или колебаний решился стать на путь монашеской жизни» (архиепископ Аверкий). Переехал в Закарпатскую Русь (1931). В мае того же года принял постриг и наречён Аверкием в Свято-Николаевском монастыре в селе Иза. Иеромонах (1932), окормлял приходы, был настоятелем храма в Ужгороде. Издавал епархиальный журнал «Православный Карпаторусский вестник», преподавал Закон Божий в русских и чешских школах (1936). Игумен (1937). В 1940 переехал в Югославию, служил в Свято-Троицкой церкви, был духовником главы РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского). Архимандрит (1944). С 1945 вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ находился в Мюнхене, был законоучителем в русской гимназии «Милосердный самарянин» и в «Гимназии бесподданных» в лагере Ди-Пи. С 1950 — в США, где возглавил миссионерско-просветительский комитет при Архиерейском Синоде. С 1951 преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии, читал лекции по Новому Завету, литургике, гомилетике, с 1952 её бессменный ректор. Одновременно был также главным редактором журнала «Православная Русь», публиковал в каждом номере свои статьи и проповеди. С 1953 — епископ Сиракузский. Настоятель Свято-Троицкого монастыря (1960–1976). С 1961 — архиепископ Сиракузский и Троицкий. С 1964 — постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Учёный-богослов, автор получивших известность толкований на книги Нового Завета. Многие его труды переизданы в России и получили признание у той части Русской православной церкви, которой созвучны его размышления об апостасии и верности своему церковному и национальному самосознанию. См. публикации арх. Аверкия в каталоге библиотеки.
100 лет со дня рождения Зои (Зои Сергеевны) Ольденбург (Zoé Oldenbourg) (13.04.1916, Петроград, Россия – 8.11.2002, Париж, Франция), французской художницы, историка-медиевиста, писательницы русского происхождения. Внучка академика С.Ф. Ольденбурга. В эмиграции с семьёй с 1925, обосновались в Париже. В Академии Рансона училась рисовать, работала в мастерской, расписывала женские платки. В Сорбонне изучала историю и литературу, в Англии слушала курс теологии. Писать начала рано. Её отец, Сергей Сергеевич Ольденбург, известный в эмиграции историк, публицист и общественный деятель, автор книги «Царствование императора Николая II», поощрял писательские пробы своей дочери. В юношестве увлекалась поэзией, сочиняла стихи. Начала писать по-русски, повзрослев, перешла на французский язык. Стала известна своими историческими эссе и романами, в основном на темы Крестовых походов, религиозных войн на юге Франции и движения катаров. «Я люблю исторический факт сам по себе, без его привязки к настоящему времени». Первый роман «Глина и пепел» из эпохи французского Средневековья вышел в 1946. Лауреат премии «Femina» (1953), возглавляла впоследствии жюри этой премии, и «Grand Prix du Roman de la ville de Paris» (1961–1996). Автор беллетризованной биографии Екатерины II (“Catherine de Russie”, 1965) и романа из парижской жизни русской эмиграции 1930-х «Радость-горесть» (“La joie-souffrance”, 1980). Награждена орденом Почётного легиона и Орденом искусств и словесности. В России вышла её книга «Костёр Монсегюра. История альбигойских крестовых походов» (2001).
14 апреля
115 лет со дня рождения Георгия Константиновича Брижицкого (14.04.1901, Николаев, Россия – 1968, США), учёного-ботаника, инженера-лесовода. Участник Белого движения. В эмиграции с 1920: сначала в Галлиполи, затем в Чехословакии, где окончил лесное отделение сельскохозяйственного института в Брно (1932) и естественный факультет университета им. Масарика (1938). Защитил докторскую диссертацию по естественным наукам при Братиславском университете, где читал лекции по ботанике. После Второй мировой войны выехал в Германию, преподавал в русской гимназии и занимал должность профессора в Интернациональном университете для молодёжи из Ди-Пи в Мюнхене. В 1950-е переехал в США. Работал внештатным научным сотрудником Йельского университета в области исследования анатомии дерева (1954–1960), в Гарвардском университете с 1960: изучал флору Юго-Восточной части США. Опубликовал 35 научных трудов по ботанике леса и лесной фитопатологии. Состоял членом Русской академической группы в США и действительным членом Общества русских инженеров в США.
15 апреля
45 лет со дня кончины Алексея Вячеславовича (Чеславовича) Бродовича (1898, Санкт-Петербург, Россия – 15.04.1971, Ле-Тор, близ Авиньона, Франция), художника-графика, фотохудожника. Учился в Тенишевском училище (1914–1915) и в Пажеском корпусе в Петербурге. Участник Гражданской войны. В эмиграции с 1920. Жил во Франции, выполнял прикладные и декоративные работы. Рисовал иллюстрации и разрабатывал макеты для парижских журналов и издательств. Получил первый приз за афишу благотворительного бала, устроенного Союзом русских художников в Париже (1924). Совместно с А.А. Алексеевым провел выставку офортов, гравюр и литографий (1928). Был одним из учредителей парижской ассоциации «Cercle» (1929). В 1930 переехал в США, где занимался рекламой и дизайном. Участвовал в создании Ассоциации художников инженерного дизайна в Филадельфии (1932). Стал главным художником журнала мод «Harper’s Bazaar» (1934–1959), завоевав признание как один из законодателей художественного стиля. Преподавал курс профессионального дизайна в различных учебных заведениях США. Участвовал в групповых выставках. За книгу «Балет», в которую вошли его фотографии гастролей Русского балета Монте-Карло в Америке (1935–1937), получил приз Американского института графических искусств.
17 апреля
95 лет со дня выхода в Таллине первого номера «ежедневной демократической национальной газеты» «Свободное слово» (17 апреля 1921, 161 номер). Издавалась на деньги местного богача Т.С. Цицикова. Ответственные редакторы А.П. Махонин, В.Т. Белов и И.Г. Томсон. Характер издания определял В. Белов, долгое время её редактировавший. Газета была создана для «объединения всех русских людей без различия партий и освобождения России от диктатуры меньшинства,.. восстановления на родине истинной свободы и справедливости для всех». Стояла на позициях утверждения завоеваний Февральской революции, никаких социалистических идей не выдвигала. У редакции была собственная позиция в отношении художественной литературы: она стремилась публиковать оригинальные произведения, поэтому избегала перепечаток. На её страницах выступали И. Северянин, ушедший из «Последних известий» в 1921, В. Гущик, Б. Свободин, А. Бухов и сам В. Белов. Общая направленность публикаций — традиционно-реалистическая. С течением времени Белов всё больше склонялся к признанию советской власти и даже призывал эмиграцию возвращаться на родину.
18 апреля
115 лет со дня рождения Александра Алексеевича Алексеева (18.04.1901, Казань, Россия – 9.08.1982, Париж, Франция), художника-мультипликатора, иллюстратора книг. Во время Гражданской войны служил на флоте. В эмиграции с 1918. В 1921 обосновался в Париже, где продолжил обучение живописи у С. Судейкина. Художник-декоратор в различных театрах, в том числе у Н. Балиева, Ж. Питоева, и др. (1922–1925). Увлёкся графикой, гравюрой. Это увлечение определило его дальнейшую судьбу как иллюстратора и привело в кино. Его первыми работами были четыре гравюры на меди к повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Участвовал в художественных выставках (1927–1939). В 1931 приступил к созданию т. н. «игольчатого экрана». Основал студию анимационных фильмов (1933). Первым фильмом, снятым на «игольчатом экране», была «Ночь на Лысой горе» на музыку М.П. Мусорского (1933). Поставил кукольно-игровой фильм «Спящая красавица» (1935). В технике «игольчатого экрана» выпускал рекламные ролики. С 1940 в США, где продолжил работу в области рекламы. В 1946 возвратился в Париж. Снимал игровые фильмы на «игольчатом экране», в том числе «Процесс» (1962), «Нос» (1966) и др. Член Французской кинематографической академии. Выполнил иллюстрации к более чем 30 изданиям, таким как «Слово о полку Игореве», «Анна Каренина» (120 гравюр), «Доктор Живаго» (202 рисунка). Удостоен многих дипломов и наград. Его дочь передала Музею кино в Москве часть архива отца и копии некоторых его фильмов.
19 апреля
90 лет со дня кончины Александра Александровича Чупрова (17.02.1874, Мосальск Калужской губ., Россия – 19.04.1926, Женева, Швейцария), математика и экономиста, известного научными разработками в области демографии и статистики. В эмиграции с 1917.
20 апреля
115 лет со дня рождения Михаила Фёдоровича Козмина (Козьмина) (20.04.1901, Гродно, Россия – 2.05.1999, Шавиль, Франция), архитектора, художника, теоретика градостроительства. Участник Белого движения. В эмиграции с 1920. Окончил архитектурный факультет Белградского университета. Построил здание Министерства строительства в Белграде, выполнял частные заказы. С 1942 в Германии. После войны переехал в Тунис, назначен главным архитектором г. Туниса, где по его проекту была сооружена церковь Воскресения Христова. Участвовал в восстановлении храма Св. Александра Невского в Бизерте — Храма-памятника кораблям Русской эскадры, пострадавшего при бомбардировке во время войны. В 1962 переехал в Париж. Как художник трудился над украшением Свято-Богородицкого Леснинского женского монастыря в Нормандии, расписал иконостас храма Державной иконы Божьей Матери в Шавиле (1964). Составил чертежи часовни в память Царя-мученика в Вильмуассон-сюр-Орж. Автор трудов по градостроительству, в том числе книги «Экологическое строительство новой эры». Убеждённый монархист, М. Козмин участвовал в движении младороссов и сохранил критическое отношение к капитализму.
22 апреля
95 лет со дня выхода в Белграде первого номера ежедневной газеты «Новое время» (22 апреля 1921–1930, 2853 номера). Редактор-издатель М.А. Суворин. В программной статье заявлено о продолжении традиций, заложенных А.С. Сувориным : «Мы получили вновь возможность продолжить работу, прерванную мятежом 17-го года. Мы не возобновляем её на родине… Малые осколки Великой России нашли теперь убежище на сербской земле». Материал в газете располагался по отделам: «Передовые статьи», «В Сербии», «Последние известия», «Вести из Галлиполи» (до 1922, позднее периодически публиковались сведения о галлиполийских сообществах, рассеянных в эмиграции), «Из России», «Внутренние дела» и др. Одним из постоянных разделов газеты, начиная с первого номера, был литературно-политический «Маленький фельетон». Его редактор, а также автор многих фельетонов А. Ренников сотрудничал в «Новом времени» ещё с дореволюционных лет. В марте 1926 редакция, отмечая свой успех, писала: «Многочисленные выражения симпатий и внимания со стороны русских людей …лучше всего доказали, что наша газета… служит для многих объединяющим духовным центром». Однако повсеместная инфляция предопределили участь газеты. Предпринятая летом попытка перевестись в Париж окончилась неудачей.
23 апреля
130 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Абрикосова (23.04.1876, Москва, Россия – 1951, Пало-Альто, США), дипломата, активного защитника интересов русских эмигрантов в Японии. Принадлежал знаменитой кондитерской династии Абрикосовых. Оставил воспоминания на английском языке (вышли в 1964), переведены на русский язык и опубликованы издательством «Русский путь» в 2008.
125 лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева (23.04.1891, имение Сонцовка Екатеринославской губ., Россия – 5.03.1953, Москва, СССР), композитора, пианиста, дирижёра. В эмиграции с 1918 по 1933. См. публикации и записи произведений С.С. Прокофьева в каталоге библиотеки ДРЗ.
25 апреля
50 лет со дня кончины Марии Николаевны Кузнецовой-Массне (в перв. браке Кузнецова-Бенуа, во втором — Кузнецова-Карепанова, в четвёртом — Кузнецова-Массне) (22.07.1880, Одесса, Россия – 25.04.1966, Париж, Франция), оперной певицы (лирическое сопрано), танцовщицы, педагога, музыкально-общественного деятеля. В эмиграции с 1920. Создала Русскую частную оперу в Париже, где были поставлены: «Князь Игорь», «Сказание о невидимом граде Китиже», «Снегурочка».
29 апреля
120 лет со дня рождения Венчеслава Сигизмунтовича Жардецкого (28.04.1896, Одесса, Россия – 21.10.1962, Элкинс, США), учёного в области астрономии, небесной механики, геофизики. Закончил физико-математический факультет Новороссийского университета (1917). Работал в Одесской обсерватории под руководством А.Я. Орлова и вычислил предварительную орбиту малой планеты Schilles’a. В эмиграции с 1920. Поселился в Белграде, преподавал в университете, с 1926 — доцент, с 1939 — профессор. Под руководством А.Д. Билимовича написал и защитил докторскую диссертацию (1929). Как член правления Русского научного института в Белграде принимал участие в работе над «Материалами для библиографии русских научных трудов за рубежом». Издал учебники «Гидромеханика» (1931) и «Теоретическая физика» (1940). Во время Второй мировой войны, не желая сотрудничать с оккупационными властями, ушёл из университета. После войны был приглашён в Австрию, где преподавал астрономию и физику в университете Граца. С 1949 в США. Как научный сотрудник Ламонтской геологической обсерватории Колумбийского университета изучал сейсмологию. Одновременно занимал профессорскую должность в Манхеттенском колледже этого университета. Всю жизнь изучал небесную механику, его многолетние исследования легли в основу монографии «Теория фигур небесных тел» (1958). Был избран членом многих научных обществ и академий.
55 лет со дня кончины Дмитрия Николаевича Стремоухова (8.05.1902, Вильно, Россия – 29.04. 1961, Париж, Франция), историка литературы, преподавателя, общественного деятеля. В эмиграции с 1920. Учился на философском факультете в Загребе. Переехав в Париж, продолжил учёбу в Сорбонне. Профессор Сорбонны, где преподавал русский язык и литературу. Член Общества охранения русских культурных ценностей. Член Ассоциации Тургеневской библиотеки. Автор ряда серьёзных работ по русской философии и литературе.
Составитель к. филолог. н. В.Р. Зубова (Справочно-библиографический отдел)
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/pamiatnye daty 04.2016/
|
|