Вечер памяти Дмитрия Темкина — голливудского композитора русского происхождения
15 октября 2012 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся вечер памяти Дмитрия Темкина — голливудского композитора русского происхождения.
Инициатор вечера — писатель, сценарист, профессор Литературного института им. А.М.Горького Александр Рекемчук — впервые познакомился с Дмитрием Темкиным на киностудии «Мосфильм» в середине 1960-х годов — в эпоху расцвета советского кинематографа. Три поколения гениальных советских кинорежиссеров — Ромм, Пырьев, Бондарчук, Озеров, Тарковский, Данелия — создавали великое отечественное кино, успех которого подтверждали высокие награды престижных международных кинофестивалей. В СССР, приподнявший «железный занавес», потянулись люди западной киноиндустрии, в числе которых был и американский композитор российского происхождения Дмитрий Темкин. Голливудская студия «United Artists» наделила его полномочиями на создание фильма о Петре Ильиче Чайковском.
Александр Евсеевич, бывший в то время главным редактором «Мосфильма», вспоминал о том, как профессионально Темкин подходил к отбору актеров и сценаристов будущего фильма. Однако не обошлось и без идеологических курьезов: по настоянию американской стороны в основу сценария должна была лечь книга эмигрантской писательницы Нины Берберовой «Чайковский», в которой немало авторского внимания уделено теме гомосексуальности композитора, но «Мосфильм» категорически отказался вставлять «неприличные» фрагменты в сценарий. «Мы любим Чайковского отнюдь не за ЭТО!» — таков был ответ советской стороны.
Дмитрий Темкин, напротив, за идеологическими концепциями стремился увидеть главное — мастерство авторов и исполнителей. Так, часами просматривая новинки советского кино, он обратил внимание на фильм «Председатель» по сценарию Юрия Нагибина и предложил взять молодого сценариста в команду «Чайковского». На вопрос Рекемчука, какое отношение колхозы имеют к Петру Ильичу, Темкин ответил: «Нагибин умеет выстраивать личность!» «Зря в корень», Дмитрий Зиновьевич набрал и актерский состав. «Сегодня, — подытожил Александр Евсеевич рассказ о съемках «Чайковского», — мы не можем представить этот фильм без Иннокентия Смоктуновского, Майи Плисецкой, Антонины Шурановой...» Блестящее кино, созданное режиссером Игорем Таланкиным, сценаристом Юрием Нагибиным и композитором Дмитрием Темкиным, вошло в «золотой фонд» советской кинематографии...
Рабочие встречи Темкина и Рекемчука быстро переросли в дружбу. Александр Евсеевич вспоминал комические эпизоды совместных застолий в любимом ЦДЛ. Однако, при всей своей веселости, общительности и мягкости, Дмитрий Зиновьевич оставался «очень замкнутым человеком». Виной тому были обстоятельства, заставившие молодого музыканта покинуть советское государство в 1921 году. Вообще «жизненный сценарий» Темкина, по профессиональному замечанию сценариста Рекемчука, вполне мог бы стать сценарием фильма с множеством «крутых поворотов» и незаурядных событий.
Дмитрий Темкин родился в 1894 году в городе Кременчуге Полтавской губернии. К 13 годам он поступает в Петербургскую консерваторию, и впоследствии заслуживает статус любимого ученика Александра Константиновича Глазунова. Немного возмужав, становится завсегдатаем знаменитой «Бродячей собаки», где с удовольствием «варится» в среде литературной и артистической богемы. В 1918 году, желая спасти несправедливо арестованного друга, Дмитрий сам оказывается за решеткой. Помогла музыка: он услышал песню конвойного на украинском языке и стал подпевать, после чего растроганный солдат, оказавшийся земляком Темкина, согласился передать записку Глазунову. Молодого музыканта освободили, но о жестокостях первых революционных годин он не забывал всю свою жизнь.
«Молодые интеллигенты из "Бродячей собаки" не убежали из страны, — продолжил рассказ о жизни музыканта А.Рекемчук. — Они хотели служить ей». Темкин служил в политуправлении Петроградского военного округа. Вместе с товарищами — художником Ю.Анненковым и драматургом Н.Евреиновым — он организовал масштабную инсценировку в честь трехлетия Октябрьской революции — «Взятие Зимнего дворца». На поиски забытой кинопленки с записью этого грандиозного действия у А.Е.Рекемчука и его помощницы — сотрудницы ДРЗ Натальи Клевалиной — ушел не один год. Присутствующие на вечере получили возможность увидеть уникальные кадры немого кино, в котором «снимались» 60 тысяч красноармейцев, крейсер «Аврора» и пушки Петропавловской крепости.
Через год «чрезвычайная тройка» — так по-революционному называли себя создатели «Взятия Зимнего...» — все же покинула страну. Темкин уехал к отцу в Германию, где продолжил музыкальное образование. В 1924 году он отправился на гастроли в Париж, а оттуда, по совету Шаляпина, переехал в Америку.
Видеоиллюстрацией к американскому периоду творчества композитора стали кадры из довоенного фильма «Большой вальс», к которому Дмитрий Зиновьевич обработал мелодии блестящего Иоганна Штрауса. «Вероятно, — обратился А.Е.Рекемчук к молодым студентам Литературного института, присутствующим в зале, — этот фильм сегодня покажется наивным, однако в пору моего детства он был необыкновенно популярен». В 1930-е годы Темкин становится одним из самых заметных композиторов Голливуда. Особенно ему удавались музыкальные сочинения к вестернам — киножанру, наиболее востребованному в Америке тех лет. По словам композитора, его «вдохновлял Техас» — настоящая сокровищница фолк-музыки. Он чувствовал «музыку прерий», в чем-то похожую на мелодии родных украинских степей.
Американская киноакадемия отметила вклад композитора в киноискусство четырьмя Оскарами. Шутка ли: Дмитрий Темкин написал музыку к ста сорока голливудским фильмам! Когда-то открыв для себя рэгтайм, блюз и джаз в «Бродячей собаке», он стал феноменом в американской музыкальной культуре и внес свой вклад в развитие жанра киномузыки. Конечно, американцы уважали его и за то, что в 1928 году впервые в Европе Дмитрий Зиновьевич с большим успехом исполнил Фортепьянный концерт Джорджа Гершвина...
Видеоряд вечера продолжил фрагмент найденного А.Рекемчуком и Н.Клевалиной интервью Темкина американскому телевидению. Веселый, обаятельный человек шутит с собеседником и наигрывает мелодии на фортепиано, — все легко, непринужденно, развлекательно... Однако книга, выпущенная Дмитрием Зиновьевичем в конце его американской творческой карьеры, носит название «Please, don`t hate me» («Пожалуйста, не надо меня ненавидеть»). Кому интересно узнать почему, может отыскать в Интернете главы книги, переведенные на русский язык, — организаторы вечера рекомендуют.
В силу тяжелых семейных обстоятельств успешный композитор Дмитрий Темкин все же покинул Америку и переехал в Англию, где женился второй раз на молодой женщине из аристократической семьи. Умер Дмитрий Зиновьевич в 1979 году в Лондоне...
Когда-то Александр Рекемчук поставил перед собой задачу «привлечь внимание к этому незаурядному человеку», малоизвестному в своем Отечестве, но снискавшему огромную популярность за океаном. Может быть, кто-то из молодых учеников Александра Евсеевича в будущем порадует нас интересным сценарием к фильму о сложной судьбе и яркой музыкальной карьере нашего талантливого соотечественника Дмитрия Темкина.
Ирина Тишина
Фото А.Русаковой
|