Выставка «Абстрактная композиция Вячеслава Иляхинского»
С 30 апреля по 27 мая 2015 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходила выставка «Абстрактная композиция Вячеслава Иляхинского», приуроченная к 90-летию со дня рождения художника.
Известный живописец и реставратор Вячеслав Владимирович Иляхинский (1925, Таганрог, Россия – 2002, Си-Клиф, США) принадлежит к плеяде американских художников русского происхождения, чье творчество формировалось под равным влиянием актуальных художественных течений второй половины XX века и традиций русского авангарда.
Художественная одаренность проявилась у него довольно рано — в 14 лет он стал дипломантом областной выставки «Юный художник», а через год получил третью премию на «Конкурсе рисунков о героической Красной армии».
В 1941 году, во время оккупации Таганрога, семью Иляхинских вывезли на работы в Германию, по окончании войны Вячеслав вместе с родителями оказался в лагере для перемещенных лиц в Нижней Силезии. Он учился в Штутгартской Академии искусств у известного немецкого художника-абстракциониста Вилли Баумейстера, который познакомил юношу с современным западным искусством. Некоторое время В.Иляхинский жил в Швейцарии и Канаде, в 1947 году стал гражданином США. До поступления в Университет Лонг-Айленда работал на текстильной фабрике, где расписывал ткани для платьев и шарфов, также пробовал себя в качестве театрального декоратора.
По окончании университета основным занятием Иляхинского стала реставрация живописи. К 1970-м годам он приобрел славу талантливого реставратора, участвовал в восстановлении картин Рембрандта, а в 1976 году, при подготовке к двухсотлетию Соединенных Штатов, реставрировал одно из культовых произведений американской живописи — гигантскую картину Эмануэля Лойце «Джордж Вашингтон переправляется через Делавэр», с которой затем была сделана юбилейная почтовая марка, известная всему миру.
Позднее из-за болезни В.В.Иляхинский вынужден был оставить реставрацию и занялся предметной живописью, но постепенно перешел на абстрактную. Значительная часть его работ — абстрактные композиции, а также пейзажи, написанные под впечатлением от путешествий по США, Канаде и России. Разнообразные по стилистике, эти картины позволяют представить во всей полноте многогранный талант художника, испытавшего существенное влияние американского экспрессивного абстракционизма и вместе с тем считавшего себя учеником и последователем Василия Кандинского.
Творчество В.Иляхинского, почти неизвестное российской публике, давно снискало признание американских критиков и знатоков абстрактной живописи. Он ежегодно участвовал в групповых экспозициях, организованных известными художественными ассоциациями и галереями, в США прошли более десяти его персональных выставок. Работы художника можно встретить во многих частных коллекциях, а также в различных музеях.
В.В.Иляхинский ушел из жизни после тяжелой болезни, которая не отпускала его в течение 17 лет. В последний год он уже не вставал, но продолжал рисовать лежа на полу.
Незадолго до кончины Вячеслав Иляхинский решил подарить 35 своих работ Таганрогскому художественному музею. По словам вдовы художника Екатерины Борисовны Иляхинской, «это было возвращение в город детства».
В экспозиции, развернутой в Доме русского зарубежья, были представлены 47 живописных и графических работ художника 1950-х – начала 2000-х годов, переданных Екатериной Иляхинской в дар музейному собранию Дома русского зарубежья. Среди них — выполненные в различной технике, от аппликации и акварели до монотипии и живописи, жанровые сцены, портреты, пейзажи, а также многочисленные абстрактные композиции, в которых создается особая художественная реальность, ждущая зрительского соучастия, необходимого, по мнению Вячеслава Иляхинского, чтобы художественная абстракция стала «произведением искусства».
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/300415_Iliahinskii/
|
|