«Голоса русского зарубежья: «Театральная эпоха» Сергея Касьянова в Доме русского зарубежья»
Сегодня у нас в гостях продюсер и режиссер, автор проекта "Театральная эпоха" Сергей Касьянов и доцент, кандидат филологических наук Светлана Дубровина. Сергей расскажет о вечерах памяти Риммы Марковой, Аллы Баяновой, поделится своими воспоминаниями о совместной работе с последней, а также познакомит наших слушателей с проектом "Театральная эпоха". Программу ведет Наталья Черных.
Есть люди, которые помогают не опускать руки другим, которые всегда, в самых трудных ситуациях, как дрожжи, не дают «закиснуть» окружающим. Те, кто, несмотря ни на что, идут к своей цели и добиваются результатов. В жизни Валентины Алексеевны Синкевич, обитающей ныне уже больше 40 лет в Филадельфии на улице, название которой можно перевести как «Жимолостная», была и остается «одна, но пламенная страсть». Русская поэзия.
Сама прекрасный автор, поэтесса, написавшая много светлых, чистых стихов, она, без преувеличения, буквально спасла целый пласт русской поэзии, возникший за океаном. Ее поэтические альманахи, которые она издавала на скудные средства, свои собственные или собранные по друзьям и коллегам, помогли десяткам, если не сотням поэтов из бывшего СССР не забыть, кто они и откуда родом. И воплотить мысли и чувства «второй эмиграции» в стихах.
Дочь детей священника и генерала царской армии, она с раннего детства познала и нищету, и ожидание стука в дверь. К слову, ее двоюродным дедом был один из самых знаменитых русских эмигрантов в США великий авиаконструктор Игорь Сикорский. Черниговский город Остер стал последним местом пребывания на Родине – оттуда Валентину Синкевич угнали на принудительные работы в Германию. Сейчас мы уже почти забыли времена, когда само слово «военнопленный» или графа в анкете «пребывание на временно оккупированной территории» иногда просто означало расстрел. Или большой тюремный срок. Валентина Алексеевна часто вспоминала ночи в лагере для перемещенных лиц, где содержавшиеся гадали по страшной «русской ромашке»: выдадут НКВД – не выдадут.
Однако именно там, в этих бараках, и зародился будущий цвет поэзии российского изгнания в США. Там был неповторимый Иван Елагин, которого сегодня многие не стесняясь называют гением, его жена Ольга Анстей, неисправимый романтик Сергей Бонгарт, виртуоз рифмы Николай Моршен и многие другие. Те, кто жил поэзией, несмотря ни на что. Там они издавали на ротапринте Пушкина и Есенина, там печатали свои первые книги стихов.
Впоследствии, уже в Америке, поработав и санитаркой, и уборщицей, она получила должность библиографа Славянского отдела Пенсильванского университета. С тех пор Валентина Алексеевна и получила возможность воплотить в реальность главное дело своей жизни. В 1973-м вышел в Нью-Йорке ее первый сборник стихов на Западе «Огни», отмеченный не только в США, но и такими «небожителями» русского Парижа, как Ирина Одоевцева и Юрий Терапиано. А в 1977-м состоялось одно из самых знаковых событий – в Филадельфии она издала поэтический альманах русской поэзии «Перекрестки».
Нам, как писал Твардовский, «из другого поколения» трудно себе представить, что означал этот небольшой ежегодный сборник, через несколько лет начавший выходить под другим названием – «Встречи». Как много людей, живших русской поэзией, смогло в самых дальних уголках США, а потом и всего мира обрести почву под ногами и узнать друг друга благодаря Валентине Алексеевне. Конечно, во «Встречах» печатались и известные поэты, к примеру Бродский, Коржавин. Но чудо этого издания было прежде всего в том, что оно открыло дверь в литературу целому поэтическому поколению «Ди-пи» (так называли вторую волну эмиграции). И если б не Синкевич, сколько поэтических талантов остались бы неизвестными.
И, конечно, никак не обойти рецензии и статьи по истории литературы и искусства, которые Валентина Алексеевна рассыпала по русскоязычным изданиям США и Европы, а после перестройки – и по страницам отечественной прессы.
И вот сегодня весь масштаб сделанного этой удивительной женщиной собран. В этой книге и ее стихи, вошедшие в сборники, а также все статьи и заметки самой Синкевич, и алфавитный указатель авторов, печатавшихся во «Встречах» и «Перекрестках», и перечень опубликованных почти за полвека материалов и рецензий, посвященных Валентине Алексеевне. Огромный труд, проделанный библиографом Галиной Евдокимовой под руководством автора идеи проекта Татьяны Корольковой. «Не лучше ль покорно поплыть/ К единственной видимой цели/ К перу и бумаге в столе./ Когда-то нас вспомнят – мы пели/ На этой красивой и страшной земле». Так писала в одном из своих стихотворений Валентина Синкевич. Остается только порадоваться, что ее голос уже никогда не останется неуслышанным.
«В библиотеке Солженицына прошел вечер памяти Любимова»
У каждого свой Юрий Любимов. Именно об этом, собственно, говорили близкие Мастеру люди на вечере «Что сохраняет память», который прошел в Доме русского зарубежья имени А.Солженицына.
Вела вечер Каталин Любимова, председатель правления благотворительного фонда развития театрального искусства имени ее знаменитого мужа. Это был вечер-воспоминание, однако ощущение абсолютного присутствия Юрия Петровича в зале, среди своих.
Здесь действительно были свои, как же иначе. Сначала Римас Туминас, главный режиссер Театра имени Вахтангова вспомнил, как 35 лет назад он практиковался у Любимова. Классик заметил дебютанта, подозвал к себе: «Садись здесь, рядом!» И вдруг стал… трясти за плечи, за грудь, за руки. Такой вот мастер-класс. Любимов тряс молодого Туминаса час, два, на следующий день… Целый месяц. А когда изгнанный из своего театра Мастер вернулся в альма-матер, к Вахтангову, где начинал, Римас припомнил ему эти дружеские объятия и тоже потряс немного. Во всех смыслах. А еще он служил огнетушителем между своими артистами и Любимовым. «Ну, посмотри какие они балбесы», — ласково обзывал их Юрий Петрович, а Туминас этих своих «балбесов» защищал, как мог.
И никакого пафоса, вспоминали Любимова-человека. Доброго, мягкого, ироничного, как ни странно. Очень интеллигентного. Любящего выпить («а кто не пьет, назови!») и закусить. А еще он обожал беседовать, прямо на репетиции. Вместо репетиции. Вот и артист Юрий Шлыков об этом вспомнил. Приходит утром Любимов, взошел на сцену, командует артистам: «Берите стулья, садитесь здесь». Затем Шлыкову, играющему в «Бесах» Верховенского-старшего: «А вы садитесь прямо передо мной. Ближе, ближе!». Прямо как удав перед бандерлогами. И стал рассказывать о своей жизни. Два часа. Без перерыва. А потом встал и ушел. Артисты еще долго сидели загипнотизированные, не могли встать. Обдумывали.
Борис Мессерер вспомнил о последней поездке в Париж. Они были втроем: он, Каталина и Любимов. И почти все парижское время просидели в гостинице: Мессерер бывал здесь неоднократно (а у Высоцкого с Мариной Влади вообще три с половиной месяца в гостях), Юрий Петрович же не мог бегать по столице мира физически. Они сидели и просто общались. Оказалось, что это одно из самых сильных впечатлений Мессерера в жизни.
Композитор Владимир Мартынов писал музыку ко всем последним постановкам Любимова. Рассказывал о горячих спорах с ним. На собственном примере доказывал, что даже его можно было хоть в чем-то переубедить. И еще об отношении Любимова к театральной музыке вообще. Музыка для него никогда не была фоном, но главным эмоциональным и смысловым объектом действия, дающего немыслимую глубину. А кто-то еще спрашивал, как же это Любимов поставил столько опер и даже один балет. Так и поставил, потому что умел уникально чувствовать звуки.
«Творчеству Юрия Любимова посвятили вечер «Что сохраняет память»»
Юрия Петровича Любимова, основателя легендарной «Таганки», народного артиста России вспоминали в Москве в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Поводом для встречи послужило предстоящее столетие со дня рождения режиссёра – точнее, программа празднования столетия, которую решили обсудить уже сейчас, хотя до векового юбилея ещё два года. Кульминацией празднования должно стать открытие любимовского методического центра, в котором будут проходить мастер-классы, лекции, вечера, посвященные творчеству режиссера. В некотором роде репетицией подобных мероприятий стал и этот вечер памяти. На нём были представлены видеофрагменты из спектаклей режиссера – «Бесы», «Школа жён», «Обериуты». О сотрудничестве с Юрием Любимовым рассказывали его коллеги.
«В Доме русского зарубежья прошел вечер памяти Юрия Любимова»
В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошел вечер памяти Юрия Любимова. По словам его супруги, поводом послужило грядущее 100-летие выдающегося режиссера и реформатора театра. Эту дату будут отмечать в 2017 году. Подготовку празднования Благотворительный фонд развития театрального искусства начал уже сейчас.
«В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына состоялся вечер памяти Риммы Марковой»
Почитатели таланта Риммы Васильевны Марковой собрались 11 марта в Москве, чтобы отдать долг памяти великой русской актрисе. Вечер, посвященный народной артистке России и поистине всенародной актрисе театра и кино, прошел в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Всего полтора месяца не дожила она до своего юбилея – 3 марта ей исполнилось бы 90 лет. После ухода актрисы из жизни стал очевиден масштаб ее личности и ее значимость для отечественной культуры. "Великая актриса второго плана", – говорили о ней все, кто видел фильмы и спектакли с ее участием. Она умела сыграть эпизодическую роль так, что та врезалась в память наряду с главными ролями. Но выше мастерства и любого искусства был образ Родины-Матери, который олицетворяла актриса на сцене и на экране.
И была еще одна значимая в жизни Риммы Марковой ипостась ее деятельности: публичная политика. Вопреки утверждению о том, что "политика – грязное дело", к Римме Васильевне никакая грязь не приставала. Она участвовала в создании Партии пенсионеров, а после ее слияния с Партией ЖИЗНИ и партией РОДИНА и образования Справедливой россии Римма Васильевна до последних дней своей жизни была предана именно этой политической организации. Она была активным членом партии СР, и по той роли, которую она играла в партийных рядах, ее можно сравнить только с легендарной Пассионарией – испанской коммунисткой Долорес Ибаррури.
В память о своей замечательной соратнице Партия справедливая россия совместно с Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына провела вечер, посвященный Римме Васильевне Марковой.
Вечер памяти великой русской актрисы посетили ее друзья, коллеги и соратники по партии.
Директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин рассказал, как десять лет назад Римма Маркова впервые посетила это место и высоко оценила его. "Она была олицетворением огромного таланта и кристальной честности", – заявил он.
Ведущий вечера, режиссер, автор проекта "Театральная эпоха" Сергей Касьянов отметил, что перед кончиной Римма Маркова попросила его провести юбилейный вечер в честь ее 90-летия, но не дожила до памятной даты.
Советник по культуре Председателя Партии Справедливая россия Сергея Миронова Галина Тюрина в своем выступлении подчеркнула, что масс-медиа отмечают заслуги Риммы Марковой как артистки, но "замалчивают ее партийную работу".
Она передала слово Заместителю Председателя Государственной Думы, Председателю Совета Палаты депутатов Партии СР Николаю Левичеву.
"Я уверен, что сегодня многие найдут, что сказать о великой русской актрисе", – заявил политик, отметив при этом, что стоит вспомнить и политическую деятельность Риммы Марковой.
"Я за 15 лет не знаю другого примера, чтобы народный артист занимался в ежедневном режиме политической деятельностью, занимался этим так добросовестно и усердно", – подчеркнул Николай Левичев.
Парламентарий вспомнил, как на многотысячных митингах Римма Маркова "захватывала" внимание людей, как принимала участие во встречах с избирателями по всей стране.
Николай Левичев также отметил, что Справедливая россия будет и дальше заниматься проблемой "детей войны", забота о которых стала, по словам политика, "заветом" Риммы Васильевны.
Народная артистка РФ Татьяна Конюхова поблагодарила собравшихся за то, что память о Римме Марковой они продолжают хранить в своих сердцах.
Народная артистка России Зинаида Кириенко подчеркнула, что артистка была настоящим гражданином России, который не мог равнодушно наблюдать за происходящим в стране.
На памятном вечере также выступили народная артистка России Валентина Талызина, актер театра и кино Эвклид Кюрдзидис, народный артист России Заур Тутов, народная артистка России Марина Яковлева, друзья, коллеги и почитатели таланта великой русской актрисы. Вечер посетили дочь Риммы Марковой Татьяна и внук Федор.
Кроме того, на мероприятии было объявлено о создании благотворительного фонда имени народной артистки России.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.