Круглый стол «С.И.Гессен (1887–1950) в эмиграции» к 125-летию со дня рождения философа
27 сентября 2012 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына при участии Общества историков русской философии им. В.В.Зеньковского состоялся круглый стол «С.И.Гессен (1887–1950) в эмиграции», посвященный 125-летию со дня рождения философа.
Открыл заседание ведущий научный сотрудник ДРЗ Олег Тимофеевич Ермишин, который сформулировал общую идею и главные темы круглого стола, а также рассказал о другом круглом столе — «Жизнь и творчество С.И.Гессена», прошедшем 23 мая 2012 года в пражской Славянской библиотеке и предварившим открытие одноименной выставки (размещенной в фойе Славянской библиотеки до 20 июля 2012 года).
Далее выступила Юлия Биляловна Мелих (МГУ им. М.В.Ломоносова) с докладом «С.И.Гессен и русское неокантианство», в котором освещались общие подходы неокантианцев к наследию Канта и неокантианские идеи, которые развивал С.И.Гессен, начиная с диссертации «Об индивидуальной причинности» (1909). По мнению докладчика, Гессен выбрал направление к «иррациональному расширению» неокантианства, опираясь на понятие личности и идею индивидуальной причинности.
Тему первого доклада продолжил в своем выступлении Владимир Николаевич Белов (Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского), который описал общие границы неокантианской философии. Как отметил докладчик, к наследию Канта было два разных подхода: формальный, или апологетический, и творческий, неформальный. Неокантианцы творчески развивали философию Канта в разных направлениях. Творческая эволюция С.И.Гессена от неокантианства в сторону платонизма вполне естественна, т.к. платонизм, по мнению докладчика, можно понимать как точку идейного пересечения между неокантианством и русской религиозной философией.
Вопросы двум первым докладчикам задал Сергей Анатольевич Нижников (РУДН), который также высказал свое мнение относительно поисков в кантианстве и неокантианстве «аутентичного Канта».
Философию права и социально-политическое учение С.И.Гессена проанализировал в своем докладе Михаил Геннадьевич Галахтин (ДРЗ). По его мнению, С.И.Гессен, обобщив ранее созданные социальные концепции, развил оригинальное учение, включающее синтез либерализма и социализма. Гессен обосновал идеал «правового социализма», в котором докладчик увидел новый тип либеральной идеи, основанный на идеях «социальной демократии» и свободы личности.
Теме «Этика С.И.Гессена» посвятил свое выступление аспирант ПСТГУ, диакон Дмитрий Самойлов. Он отметил, что этика С.И.Гессена, исходящая из интерпретации образов Ф.М.Достоевского, включает ступени восхождения от низших форм нравственности к высшим. В итоге рациональная система нравственности, которую олицетворяет Кант, преодолевается через религиозное понимание любви. Как считает докладчик, эволюция от неокантианства к религиозной философии во многом была обусловлена личным жизненным опытом С.И.Гессена в эмиграции.
В завершение круглого стола с отдельными замечаниями и рассуждениями выступили В.Н.Белов, Ю.Б.Мелих, С.А.Нижников, А.В.Соболев (Институт философии РАН).
|