Вечер «"Великий остров": Россия в памяти и воображении художника Андрея Белобородова»
2 сентября 2012 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел вечер под названием «"Великий остров": Россия в памяти и воображении художника Андрея Белобородова».
Открывая вечер, директор ДРЗ Виктор Александрович Москвин напомнил собравшимся, что тема русской Италии Домом неоднократно подымалась и что ДРЗ давно и плодотворно сотрудничает в этом направлении с итальянскими исследователями. «Мы всегда готовы по мере сил подержать наших итальянских коллег и принять участие в их проектах, — сказал В.А.Москвин. — Выставка, посвященная Андрею Белобородову, художнику, влюбленному в Италию и Россию, которая открывается сегодня в Доме, небольшая, но очень интересная по своему содержанию».
Ведущими вечера выступили гость из Италии Андрей Шишкин (Рим) и Алексей Юдин (Москва). Они посвятили свой рассказ жизненному пути художника и тому, «какое место занимает его творчество в большом временном контексте».
В 34 года Андрей Яковлевич Белобородов (1886, Тула — 1965, Рим), оригинальный, уже признанный архитектор, художник и музыкант, навеки покинув отечество, поселился сначала во Франции, а затем, в тридцатые годы, на вершине известности, навсегда перебрался в Рим. «Палладианцем» Белобородов стал еще в годы своего учения в петербургской Академии художеств, а Италия, как и у иных «русских европейцев», была в каком-то смысле целью и смыслом его жизни. В циклах картин 1920–1930 годов Белобородов создал образы Рима, Фраскати, Венеции, Вероны, Виченцы, Флоренции, Сиены, Сан-Джиминиано. «Отрешившись от своей эпохи, отождествившись с тою, которую он воспроизводит, он вышел из времени, стал выше "даты"», — так отозвался в 1929 году на выставку Белобородова кн. С.М.Волконский. Писали о его выставках Вяч. Иванов, А.Н.Бенуа, А.Левинсон, Джорджо Де Кирико, Коррадо Альваро, Поль Валери и Анри де Ренье.
С середины 1930-х годов Белобородов создает фантастический цикл «Великий остров». Два смысловых полюса — русский и итальянский — этого загадочного эмигрантского цикла раскрыл в своей статье А.Н.Бенуа: «Близость к великому Палладио придает что-то "Петербургское" всем этим бесконечным перспективам и площадям. И каменным громадам нашей развенчанной столицы... присущ тот же дух палладианизма — дух суровой, но и прекрасной пустынности».
Художественные течения дореволюционной России, традиции афинской школы и Высокого Возрождения, платонизм и европейская архитектура — все эти веяния находили отклик в творчестве художника. Главное же, что отличало его, — это особая художественная смелость, отметили ведущие вечера.
Друг А.Белобородова, итальянский художник Джорджо де Кирико, так охарактеризовал его художественный стиль: «Особенный художественный мир Белобородова в высшей степени средиземноморский. Белобородов творит... то лирическое, коим исходят дворцы, монументы, города, мосты, когда они созданы архитектором-поэтом».
Особый зрительский интерес вызвал показ отрывков из фильмов «Мы, живые» и «Прощай, Кира!» (1942), созданного при участии художника на итальянской киностудии «Чинечита» во время Второй мировой войны. А.Белобородов принял активное участие в работе над фильмом, выступив сценографом и художником по костюмам. Кинокартины были созданы по мотивам романа американской писательницы русского происхождения Айн Рэнд. Роман в свою очередь был написан ею на русском материале и содержал автобиографические моменты. Работая над фильмом, художник удивительно достоверно, в деталях, передал атмосферу былой России.
Размышления об утраченном не оставляли А.Белобородова до конца жизни. В послевоенные годы, как рассказали ведущие вечера, в творчестве художника появляется глубокий философский мотив «прекрасных руин» и затерянного острова-России. «Что это такое — мир затерянного острова, есть ли там жизнь, есть ли заря нового?» — на этот вопрос и пытался ответит художник в своем творчестве.
Как рассказали ведущие вечера, в планах у них — издание мемуаров А.Белобородова, написанных им на русском языке и проведение выставки, посвященной его жизни.
Все это заставляет надеяться на то, что искусствоведы и любители изящного в изобразительном искусстве и архитектуре будут возвращаться к произведениям этого позднего, но яркого представителя русского Серебряного века, которого пока еще так мало знают в России.
Наталия Клевалина
|