Международная научная конференция «Архимандрит Киприан (Керн) и его время»
29–30 мая 2012 года состоялась международная научная конференция «Архимандрит Киприан (Керн) и его время», проведенная по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия. Ее организаторами выступили Дом русского зарубежья им. А.Солженицына, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Тульская епархия Русской православной церкви и Образовательный фонд им. братьев Сергея и Евгения Трубецких. Первый день заседания проходил в Москве, в ДРЗ, на второй день работа продолжилась в Туле, на родине архим. Киприана.
Конференция, посвященная выдающемуся деятелю русской эмиграции, православному богослову, патрологу и литургисту архимандриту Киприану (1899–1960), — событие большого значения в духовной и культурной жизни Москвы. Полтора года тому назад подобное научное собрание состоялось в Париже. А вот в России такая конференция проводится впервые, что и было подчеркнуто на одном из заседаний представителем оргкомитета, доцентом кафедры русской философии МГУ Алексеем Павловичем Козыревым.
Первые два заседания, сформированные вокруг нескольких масштабных тем, представили архим. Киприана как богослова, антрополога и теолога. Заключительные доклады первого дня конференции отразили сложную и многогранную историю отношений (взаимовлияний, полемик, диалогов) о. Киприана с его современниками.
В докладе Петра Борисовича Михайлова (ПСТГУ) «Евхаристическое богословие о. Киприана (Керна)» было обращено внимание на расцвет в русской эмиграции евхаристического богословия. Этот расцвет был во многом вызван экзистенциальной остротой многих вопросов, по-новому прозвучавших в изгнании. Сопротивление кризису мировой цивилизации и крушению привычных устоев, желание вернуться к истокам и смыслам бытия оборачивалось обогащением литургического богословия (прот. Г.Флоровский, прот. С.Булгаков, прот. А.Шмеман и др.). На этом фоне возникают и значительные работы архим. Киприана, посвященные богослужению как философии («Евхаристия» (Париж, 1947) и др.). В докладе были проведены любопытные параллели между трудами о. Киприана и работами западных богословов, а также работами отечественных философов, например, «Очерками античного символизма и мифологии» А.Лосева.
Ксения Борисовна Ермишина (ДРЗ) в докладе «Святоотеческая антропология в исследованиях о. Киприана (Керна) и А. Позова» обратила внимание на близкие дильтеевскому вживанию в героев методы прочтения о. Киприаном святоотеческого наследия. Особое внимание в докладе было уделено антиномичности христианства, в котором радостный просветленный космизм христианского мировоззрения совмещен с принципами христианской аскезы. Эту антиномию о. Киприан, в частности, пытался разрешить на страницах диссертации «Антропология святого Григория Паламы» (Париж, 1950). В докладе было также проведено сопоставление между диссертацией о. Киприана с исследованием Авраама Позова «Основы древне-церковной антропологии» (Мадрид, 1965–1966).
Во многом с выступлением К.Ермишиной перекликался доклад доцента ТулГУ Виктора Ивановича Дружинина «О соотношении этической и антропологической проблематики в учении архим. Киприана (Керна)», взявшего за основу понимание богословом категории совести как пути к обожению души и тела, к теозису.
Архим. Киприан и Сербия — отдельная и значительная тема. Здесь он окончил юридический (1922) и богословский (1925) факультеты Белградского университета, участвовал в работе Братства преподобного Серафима Саровского, преподавал в духовной семинарии Сербской православной церкви в Битоле. Большое влияние оказал на него в белградский период митр. Антоний (Храповицкий), с юрисдикцией которого о. Киприан позже «решительно порвал». Поэтому доклад коллеги из Черногории проф. Синиши Елушича «Житийное богословие: архим. Киприан как биограф митр. Антония (Храповицкого)» вызвал у слушателей самый живой интерес. Докладчик отметил также особенности воззрения о. Киприана на житийную литературу, его глубоко религиозное понимание категории времени (прошлое есть настоящее в литургике). Через эту призму процесс погружения в прошлое проникнут у богослова «метафизикой встречи».
Об одной из таких знаменательных «встреч» в жизни о. Киприана был прочитан доклад Алексея Павловича Козырева (МГУ) «Архим. Киприан (Керн) и писатель Борис Зайцев». В докладе было рассказано не только об истории этой встречи, о ярких моментах дружбы Б.К.Зайцева со своим духовным отцом архим. Киприаном, но и приведены максимально полно примеры литературных портретов, в которых Б.Зайцев и о. Киприан запечатлели друг друга.
Доклад Натальи Юрьевны Суховой (ПСТГУ) «Переписка архим. Киприана (Керна) и протопресв. Василия Виноградова» продолжил тему «встречи» в религиозно-философской мысли русского зарубежья. Еще один доклад, прочитанный Н.Ю.Суховой на следующий день — «Картотека о. Киприана по русским богословам» был посвящен уникальному опыту о. Киприана по систематизации богатой информации о выпускниках духовных академий Российской империи. Над этой картотекой архимандрит работал много лет — с начала 1940-х годов и до самой смерти, но окончательно обработать материал так и не успел. Однако сегодня эта картотека, хранящаяся в 14 ящиках в архиве Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, представляет большой исследовательский интерес.
О. Киприан, выдающийся богослов, автор фундаментальных трудов, получивший за диссертацию о св. Григории Паламе звание доктора церковных наук, член Братства св. Серафима Саровского, подчеркивал свое особое отношение к «ученой премудрости». О его мечте создания в эмиграции ученого монашества и о различном понимании этого явления в русском зарубежье был прочитан доклад Анатолия Владимировича Черняева (Институт философии РАН) «Ученое монашество: архим. Киприан (Керн) и прот. Георгий Флоровский».
Доклад Натальи Владимировны Ликвинцевой (ДРЗ) «Архим. Киприан (Керн) и мать Мария (Скобцова)» был посвящен истории, которую можно было назвать драматичной «невстречей» двух выдающихся личностей. В 1936 году архимандрит Киприан прибыл из Югославии в Париж, где стал священником Покровского храма на улице Лурмель. Как писал прот. Сергий Гаккель в книге «Мать Мария», «митрополит Евлогий выписал его с надеждой, что этот "строгий инок", который по приглашению матери Марии поселился в ее общежитии, своим примером и назиданием внушит матери Марии "правильное понимание монашеского пути". Но от о. Киприана, с его уставным благочестием, бескомпромиссным подходом и трудным характером, меньше всего можно было ожидать того, что он настолько вникнет в самую сущность такой обители». Доклад не только ярко и полно представил историю отношений матери Марии и архим. Киприана, но и выявил глубинные причины этого не сложившегося союза, коренящиеся в разных представлениях о монашестве, о типе религиозной жизни и о христианском пути.
Андрей Георгиевич Рукавишников (МГУ) представил доклад «Спасение и творчество: оценка архим. Киприана (Керна) и Н.А.Бердяева». В своих работах («Антропология святого Григория Паламы» — архим. Киприан) и («Смысл творчества: Опыт оправдания человека» (1914), «Спасение и творчество: Два понимания христианства» (1926) — Н.А.Бердяев) два мыслителя каждый по-своему искали ответы на вопросы: может ли человек творить и спасаться одновременно? что такое подлинно христианское творчество? и возможна ли без творчества полнота христианской жизни?
Доклад коллеги из Германии Карла Христиана Фельми «Вклад архим. Киприана (Керна) и истолкование Божественной Литургии» был прочитан 30 мая, на заключительном заседании в Тульской духовной семинарии, поэтому его выступление смогли прослушать также и семинаристы. Истолкование о. Киприаном (Керном) Божественной Литургии было помещено докладчиком в широкий контекст истолкования Литургии не только в православной, но и западной традиции богословия, нашедших продолжение в традициях Свято-Сергиевского православного богословского института.
Последний день запомнился экскурсиями, которые любезно провели для гостей сотрудники Тульской духовной семинарии. Участники конференции посетили также знаменитые Всехсвятский кафедральный собор и Успенский собор. Особо стоит отметить, что тульские храмы, имеющие огромную духовную, культурную и историческую ценность, сегодня радуют прихожан прекрасно проведенной реставрацией.
Прошедшая конференция уже не первый опыт сотрудничества Дома русского зарубежья с Образовательным фондом им. братьев Сергея и Евгения Трубецких. Председатель фонда, клирик Иоанно-Предтеченского храма г. Венев (Тульская область, Россия) иерей Георгий Белькинд, идейный вдохновитель конференции, два года назад провел в нашем Доме круглый стол, посвященный 120-летию Н.С.Трубецкого. Научное собрание, прошедшее в эти дни, — новый импульс для дальнейших совместных проектов.
Мария Васильева
|