Презентация книги Оксаны Захаровой «Балы России второй половины XIX – начала XX века»
21 мая 2012 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына при участии Международного союза дворян прошла презентация книги Оксаны Захаровой «Балы России второй половины XIX – начала XX века» (СПб.: Лань; Планета музыки, 2012. Серия «Мир культуры, истории и философии»).
Оксана Юрьевна Захарова — доктор исторических наук, биограф графа М.С.Воронцова, лауреат премии им. Е.Р.Дашковой. Гости ДРЗ уже знакомы с творчеством автора — ранее в Доме проходили презентации книг О.Захаровой «М.С.Воронцов и Одесса», «Дворец М.С.Воронцова в Одессе», «От княжеского пира до кремлевского банкета: Старинные меню и рецепты» и «Русский бал XVIII – начала XX века: Танцы, костюмы, символика».
Презентацию открыла Оксана Сергеевна Константинова, руководитель международного департамента МСД. Представив О.Захарову зрителям, она рассказала, что главной идеей устроителей вечера было показать, что «основы дворянской этики являются живой реальностью отечественной истории и культуры». Как рассказала О.Константинова, в современной России в последнее время возрос интерес к истории российских балов и бальной эстетике прошлого, однако культура их проведения, правила бального церемониала были утрачены.
Бал в русской традиции — это не просто танцевальный вечер, а глубоко символичный церемониал, демонстрирующий нравственный и культурный уровень общества.
В своей книге автор рассказывает о придворных балах Петербурга, светской жизни Москвы и Парижа, о русских балах в Бизерте (Тунис) в 20-х годах XIX столетия. Приводится бальный этикет, обязанности распорядителя танцев, танцевальные программы, даются советы по созданию бального костюма.
В издании впервые опубликованы ноты бальных танцев из фондов Государственного архива РФ (Москва). Так, музыкальная часть вечера началась исполнением марша, написанного по мотивам известного гимна «Боже, царя храни» одним из учеников казанской гимназии в 1871 году и преподнесенного им в дар императору Александру. Произведение, не звучавшее на протяжении более чем ста лет, исполнил концертмейстер Большого театра Владимир Абрамович Дьяков.
О.Захарова рассказала о традиции проведения котильонов, о разнообразных тематических балах, балах на льду, так называемых «цветных» балах, об истории кринолина.
Представление о том, как в те времена танцевали мазурку, зрители смогли получить благодаря танцу-реконструкции хореографов Анны Николаевой и Сергея Сосницкого.
Вечер продолжился дефиле кринолинов, изготовленных творческой мастерской «Балы Ярославской губернии». Модельер мастерской Арина Белякова рассказала о том, как изготовляются платья в соответствии со стандартами тех времен. «Костюм имеет знаковый смысл, — заметила О.Захарова. — Он отражает систему ценностей».
Также гости ДРЗ смогли воочию увидеть, как выглядел в те времена кавалергардский бальный мундир, и услышать подлинные музыкальные раритеты, ноты которых были обнаружены О.Захаровой в архивах: «Большой Вальс», написанный в 1866 году по случаю 25-летия венчания императорской четы и гавот «Цесаревич».
Фото Н.Клевалиной
|