Фонд 052. Ассур Иван Владимирович
Ассур Иван Владимирович (4.07.1929, Обер-Шлизьен, Германия – 16.04.2006, Резекне, Латвия) – певец, солист Хора Донских казаков под упр. С.А.Жарова и Казачьего хора имени атамана Платова под управлением Н.Ф. Кострюкова.
Родился в городе Обер-Шлизьен, где его родители работали в немецкой школе.
Отец, Владимир Владимирович Ассур, философ и историк, потомок обрусевших шведов, потомственный дворянин, выпускник Петербургского университета. До революции преподавал в Митавском реальном училище (Латвия). Владимир Владимирович был глубоко верующим человеком, активно участвовал в приходской жизни, по благословению митрополита Вениамина (Федченкова) проповедовал в храмах. Мать, Нина Михайловна, родилась в Нижнем Новгороде, окончила Смольный институт благородных девиц с отличием — «с шифром».
Как и многие русские эмигранты, родители Ивана Владимировича стремились из Западной Европы поближе к России, в государства, получившие независимость в результате распада Российской империи. В 1929 году, после рождения младшего сына Андрея, семья переехала из Германии в Польшу, но там не прижилась и в 1933 году перебралась в Латвию. Здесь Владимир Владимирович нашел работу в Русской гимназии в Яунлатгале (ныне г. Пыталово Псковской обл.). После того, как обучение в гимназии перевели на латышский язык, Ассуры переселились в Резекне, где жило много русских, были православные храмы и русская гимназия. В Резекне Иван начал петь в церковном хоре.
В 1940 году Прибалтику заняли советские войска. Хотя Владимир Ассур ни в одной из белых армий не служил, 6 июля 1940 года его арестовали как белоэмигранта. 11 ноября 1941 года он умер в тюремной больнице. Семью репрессировать не успели: Советская армия была вытеснена из Латвии немцами. В конце войны Нина Михайловна Ассур с сыновьями Иваном, Андреем и дочерью Верой оказались в лагере для перемещённых лиц на территории Германии. Им удалось попасть в американскую оккупационную зону и таким образом избежать депортации. Пять лет Ассуры прожили в беженских лагерях под Штутгартом. Иван работал в нотном издательстве — принимал и рассылал заказы. В свободное время он учился пению у Массимилиано Сера, знаменитого баса, певший в миланской опере Ла Скала.
В 1950 году Ассуры получили визы в США. В Нью-Йорке Нина Михайловна пошла работать горничной. Иван устроился на ткацкую фабрику. Через два года его взяли на завод Форда, где он работал в сборочном цехе, впоследствии получил диплом строителя и уже будучи знаменитым солистом оперы и казачьих хоров, не гнушался физического труда: многое из домашней мебели и других необходимых предметов он делал сам.
В свободное время Иван Владимирович Ассур пел на благотворительных концертах в пользу инвалидов Белой армии и сирот, на приходских праздниках. В начале 1950-х годов уже был довольно известен как исполнитель романсов и оперных арий. Богатый диапазон позволял ему исполнять не только партии «своего» регистра, но и написанные для высокого баса и для тенора.
В 1956 году председательница комитета Общества бывших воспитанниц институтов благородных девиц Ксения Васильевна Деникина пригласила его выступить в Нью-Йорке на организованном ею вечере. Среди гостей присутствовал и руководитель известного во всем мире Хора донских казаков Сергей Алексеевич Жаров. Он сразу оценил баритон Ассура и предложил 27-летнему певцу стать солистом казачьего хора.
Последующие тридцать лет — до тех пор, пока хор Жарова не прекратил своё существование, — Иван Владимирович Ассур выступал в составе знаменитого «хора Жарова». Кроме того, он пел в другом, не менее замечательном музыкальном коллективе русского зарубежья — Казачьем хоре имени атамана Платова под управлением Н.Ф. Кострюкова, а также давал сольные концерты.
Со временем из Нью-Йорка он переехал в Калифорнию, а оттуда – в Орегону. В начале 1980-х годов певец на собственные средства и буквально своими руками выстроил в Орегоне, рядом с домом, где жила его семья, деревянный храм, освящённый в честь Свв. Новомучеников и Исповедников Российских. По его словам, церковь была задумана как дань памяти о жертвах советского режима, в частности, об отце.
Иван Владимирович Ассур внимательно следил за тем, что происходит в России, публиковал статьи о русской истории и русской Церкви в эмигрантских газетах. В 1985 году, по приглашению двоюродного брата, В.Л. Ассура, впервые после долгого перерыва приехал на Родину. С тех пор он неоднократно выступал с концертами в России и в Латвии, давал интервью, рассказывал о хорах Жарова и Кострюкова, участвовал в съемках фильма «Хор Жарова. Донские казаки». В 1997 году вернулся в Резекне, где прошло его детство.
Оп. 1 - Материалы из личного архива И.В. Ассура.
Материалы о выступлениях Хора донских казаков под управлением Сергея Жарова и Хора донских казаков имени атамана Платова под управлением Н.Ф. Кострюкова с участием И.В. Ассура (контракты, планы гастролей, программки, газетные вырезки, обложки пластинок, имена и портреты хористов и т.п.).
Материалы о концертной деятельности И.В. Ассура в Европе, США, России и Латвии.
Статьи И.В. Ассура, опубликованные в эмигрантской печати.
Воспоминания И.В. Ассура о Сергее Жарове.
Фотодокументы: альбомы с фотографиями выступлений И.В. Ассура в России; сканированные фотографии И.В. Ассура в различных ролях и на концертах; копии афиш, программок.
Ноты произведений из репертуара И.В. Ассура.
Переписка: письма И.В. Ассура разным корреспондентам; письма И.В. Ассуру от родственников и друзей, а также деловые, связанные с участием И.В. Ассура в хоре Сергея Жарова и в хоре имени атамана Платова; письма брата И.В. Ассура к матери, Нине Ассур.
Материалы, отложившиеся в фонде: воспоминания Сергея Жарова, статья «Русский американец в Латвии» Инессы Нарицы, письма из Москвы семье Сергея Жарова.
Приложение № 1. Нотные издания — 76 типографских изданий; переданы в библиотеку ДРЗ им. А. Солженицына.
Приложение № 2. Фотографии разных лет, сделанные на концертах Хора донских казаков под управлением Сергея Жарова, а также во время сольных выступлений И.В.Ассура — 423 фотографии; переданы в музейное собрание ДРЗ им. А. Солженицына.
Приложение № 3. Раритетные нотные издания — 114 изданий; переданы в музейное собрание ДРЗ им. А. Солженицына.
Приложение № 4. Портрет И.В. Ассура работы Морозова О.В. (?) (холст, масло) — передан в музейное собрание ДРЗ им. А. Солженицына.
Передан в 2007 году В.В.Никоновым.
Открыт для исследователей. |